Закладки
+
Оглавление
Николай Мефонский, еп.
Слово к латинянам об опресноках
Описание и отзывы
Так решая это, мы затем должны бы считать излишним вопрос, не поставляет ли апостол эту речь и основанием употребления опресноков? Ибо, во-первых, разумно ли принимать совершенно бездушное вместо жизненного и могущественно очищающего душу, мёртвое вместо хлеба жизни, не имеющее ума вместо мудрости или мудрого, самое неприятное и бессильное вместо высшего из дарований – вкушения благого Господа (Пс.33:9) и хлеба, укрепляющего сердце человека (Пс.103:15), несовершенное вместо совершенного, отзывающееся древним отменённым узаконением вместо нового Адама, нового Агнца жертвенного, Которого имя – миро разлитое (Песн.1:2), сообщающее благоухание всей твари; протекшее вместе с тенью (Евр.9:10; 10:1) и исчезнувшее с появлением и облистанием истины вместо истинного света, просвещающего всякого человека (Ин.1:9)! Затем, потому, что кто стал бы отвергать, что драгоценное и божественное тело свято и всенепорочно, девственно и от Девы, всесвятой Матери, нетленно от нетленной, неповреждённо от неповреждённой (а повреждение разумею греховное)! Да и кто усомнится, что освящаемый хлеб соделывается тем самым телом, когда сам Господь сказал о нём: "хлеб, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мiра" (Ин.6:51). Если же прежде совершения таинства такой хлеб (назван), то, конечно, и прежде нашего священнодействия это не должен быть опреснок, совершенно несовместный и весьма несвойственный, как ясно из сказанного. Да и приносящим, и тем, за которых приносится соответственнее хлеб, соединённый с закваской, по твоему мнению представляющей грех. Потому что в таком виде усвояет Его Христос и относит к Себе, и освящая в то, что Он есть Сам, совершает; так как и воспринял мою природу грешную, бывшую под клятвой, и не отрёкся называться и быть грехом (2Кор.5:21) и клятвой (Гал.3:13), но ещё когда мы были грешниками, Христос умер за нас (Рим.5:8). И таким образом принеся Себя в жертву и совершив (Евр.5:9), Всесовершенный, Он соделал моё освящение, моё усовершение. Итак, лучше употреблять такой хлеб для освящения и совершения, каков и я, через приобщение его могущий быть причастником святыни и совершенства. При том же, приносящий не такой хлеб может быть сочтён за надменного Наватовым учением, и по причине самой по вашему чистоты и отсутствию порицаемой закваски скажет, пожалуй, нам, квасный хлеб употребляющим и нуждающимся в очищении: "не прикасайся мне, потому что я чист" (Ис.65:5); дерзнёт и к Богу обратиться с безумием фарисея. И, войдя в храм, станет и будет молиться как уже не имеющий стремиться ни к чему высшему, но как достигший самой вершины совершенства христианского, при чём перечислит и свои совершеннейшие добродетели, а меня, сознающего своё далёкое расстояние от совершенства и потому стоящего вдалеке, потупившего лицо, признающего себя грешником, и подобно мытарю испрашивающего помилования, заклеймит и укорит. Не на это ли указывают дары, приносимые той и другой стороной? Ибо если опреснок по тому самому [что он опреснок] чист, то чист, конечно, и приносящий. Иначе как осмеливается приносить его тот, кто не таков или не считает себя таковым? Но один так принесёт и так будет молиться, а другой, который приносит квасной хлеб, ясно не устами только, но и видом своим являет сознание своего состояния и сокрушение свое, но и прежде сего с духом сокрушенным приступает к достойному Бога жертвоприношению, чтобы и открыто приносить жертву свойственную и приличную. Кто из них, по твоему мнению, приобретает своей жертвой оправдание? Не предоставит ли суд Спасителю, оправдавшему смиренномудрствовавшего предпочтительно перед высокомудрствующим (Лк.18:14)?

Но это сказано относительно присвояемой тобой опреснокам чистоты в исключительном смысле. А я, зная, что всё от Бога сотворено чистым, хотя Закон нечто разграничил, или лучше, убеждаясь Петром и виденной им большой скатертью (Деян.10:11), я далёк от того, чтобы исключать из числа вещей чистых хлеб по причине закваски или самую закваску, и даже опреснока не отвергал бы, если бы не гнушался подозрительного общения со сказанными ересями и явного заимствования от упразднённого Закона и Наватова человеконенавистничества, и Фарисейской закваски, которая есть лицемерие, по слову Господню (Лк.12:1).