Закладки
+
Оглавление
Николай Мефонский, еп.
Слово к латинянам об опресноках
Описание и отзывы
Итак, когда весь Закон таким образом даже потерял значение по причине несовершенства, по причине образности, по причине грубости буквы, как опять говорит Господь: "закон и пророки – до Иоанна Крестителя; а с сего времени царство небесное", то есть, Евангельское жительствование, "силой берётся" (Мф.11:12; Лк.16:16); для чего к вещественным началам его по-детски возвращаться (Гал.4:9) познавшим Евангельское совершенство, и к духовному и истинному служению примешивать плотское и сеновное через допущение опресноков, и повреждать столь чистое, и испытанное в огне, и семь раз переплавленное серебро (Пс.11:7) нашей правой Веры? И не говори, что как "во Христе Иисусе ни обрезание не имеет силы, ни необрезание", по выражению вдохновенного апостола, "но вера, действующая любовью" (Гал.5:6), так во Христе ни квасное не имеет силы, ни бесквасное, но вера, всё соделывающая, через призывание Святого Духа освящающая дар, будет ли то квасный или бесквасный, из пшеницы или ячменя, или из проса, или из полбы. Ибо то не есть Вера чистая, что растравляется блюдениями законными и к духу свободы привносит дух рабства (см. Гал.5:1), к совершенному прилагает несовершенное, явленное и истинное смешивает с тёмным и призрачным. Не есть это Вера, нет. Да и Павел выражением, что во Христе не имеет значения ни обрезание, ни необрезание, не признал безразличным, обрежется ли кто или останется необрезанным после доступа к благодати. Ибо как [это допустить], когда в послании к Филипийцам так нападает (гл. 3) на обрезание, псами и злыми делателями называя тех, кто бесстыдно приступают к Вере и делают худое дело – гибель принимающих их, которые украдкой привносят оправдание от Закона к оправданию от Веры, как будто недостаточному самому по себе, и потому соблюдают обрезание, как вы теперь опресноки, самое же обрезание называя более соответственным именем, рассечением? А ещё более в послании к Галатам, принятие обрезания и иных законных обычаев ставя в вину как переход от призвавшего их благодатью Христовой к иному благовествованию (Гал.1:6), на пролагающего этот переход, будь то сам Павел или ангел с неба, налагает (ст.8) запрещение, анафему (отлучение), а Галатов называя несмысленными (Гал.3:1) за принятие новизны и решая, что они оканчивают плотию (ст.3) и находятся под клятвой (ст.10), и ещё, что они – и сыновья рабы и лишены наследства, которого удостаиваются происходящие от свободной (Гал.4:30), то есть, не сообразующиеся с Законом. Ибо говорит: "вы дети не рабы, но свободной" (ст.31). "Потому стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал.5:1). А какое за этим завещание? "Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати" (ст.2-4). И: "а если", говорит, "я и теперь проповедую обрезание, то за что же гонят меня, братия? Тогда соблазн креста прекратился бы. О, если бы удалены были возмущающие вас!" (ст.11-12). Сделав такой выговор за обрезание, мог ли он сказать, что оно, как безразличное, во Христе не имеет силы, подобно как и необрезание, и таким образом представляться допускающим его для верующих? Но этого нет, нет; а понимаем, что апостол допускал безразличие обрезания и необрезания тогда, когда кто-нибудь прилагающийся [к Вере] был обрезан или не обрезан прежде чем уверовал во Христа, так что он не сомневается, будет ли прилагающийся принят или отвергнут из-за обрезания или необрезания, но признаёт, что то и другое равно не имеет никакого значения. Затем, после уверования, всякий, приемлющий обрезание, согрешает неизвинительным образом против самой Веры, и так же принимающий опресноки. Потому что одинаково преступны оба, и от свободной веры возвращаются в рабство Закона.