Закладки
+
Оглавление
Николай Мефонский, еп.
Слово к латинянам об опресноках
Описание и отзывы
Первую книгу написал я тебе, друг латинянин, по поводу возбуждённого тобой вопроса о первой и неизвинительной хуле на Духа Святого, явно отделяющей Его от Божества, так как Он потому Началом имеет не Отца только, единый Источник Богоначалия, но и Сына - Которого точное ведение богословов называет и Богом, и Богоначалием, как и Самого Духа, но не называет и источником Богоначалия, так что очевидно усвояет Ему отличительное свойство Духа. И, думаю, ты уже убедился и не нуждаешься ещё в больших доказательствах, как человек разумный довольствуясь и одним, по пословице, и: "мудрый, приняв наставление, делается ещё мудрее" (Прит.9:9). Теперь же стану говорить тебе о второй хуле, подобной первой – хуле, возводимой на Сына. Потому что тотчас когда исконный общий враг, ненавистник и противник правой Веры и сеятель еретических плевел, приманкой благоговения к Сыну прикрыв уду хулы на Духа, поймал тебя, живым уловив на крючок, и в сетях своих заключив, затем и кажущееся благоговение к Сыну уничтожает в тебе, подготовляя преступление и против честного тела Его через новоизмышленное священнодействие, именно через опресноки. Таков у него искони обычный ему способ прельщения. Потому что и Адама, оного первого человека, обольстив надеждой обожения, таким образом соделал преступником заповеди, отступником от Бога и лишённым рая, в одно и то же время обманувшимся в надежде и потерявшим блага, что были в руках. Но слово [Божие] повелевает нам не быть не знающими умыслов его (2Кор.2:11; 1Пет.5:8), да и закон божественной любви предлагает наставлять друг друга (Евр.3:13), напоминать о хитростях лукавого против нас и стараться взаимным вспоможением отражать врага без всякого успеха для него и насилия (Еф.4:25-27). Посему ныне ради самой истины, которой служим, оставим ведущие к спорам (1Тим.1:4) измышления или тонкие догадки - потому что нам, христианам, и предпринимающим доискиваться истины, не следует шутить и издеваться над божественными предметами, а больше для собственного обольщения, чем других, опорочивать истину; а поставив руководителем настоящего слова, направителем и судьёй, Самого истинного Бога нашего, рождённое от Отца прежде веков, а в последнее время и с нами пожившее во плоти Слово, Премудрость (1Кор.1:24), Путь (Ин.14:6), Жизнь (Ин.11:25), Свет (Ин.1:4), Истину (Ин.14:6), богоначальнейшего Иисуса, так уже приступим к решению предлежащего предмета.

Итак, таинственное сие и бескровное священнодействие, в котором, веруем, освящаемые хлеб и вино прелагаются в тело и кровь Господа, от кого, скажешь, предано изначально? Не от Самого ли Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, как учит нас Евангелие? От Него, без сомнения. Какое же и слово предания? "Сие творите", говорит, "в Мое воспоминание" (Лк.22:19). И божественный Павел: "ибо всякий раз, когда едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете" (1Кор.11:26). Как и каким образом – научены Самим Спасителем. Потому что "взяв хлеб и благодарив, преломил и подал ученикам, и сказал: сие есть тело Мое, за вас ломимое и предаваемое. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей крови" (Лк.22:19-20, 1Кор.11:24-25). То же самое и по божественному Матфею: "сия есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая" (Мф.26:28). Какая же цель и конец этого предания? Что иное как не общение со Христом и вечная жизнь во Христе тех, кто находится в общении? Ибо говорит: "кто ест хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Ин.6:51). И: "если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь жизни в себе. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною" (Ин.6:53,56-57).

О, какое изумительное и страшное таинство предал Бог, из любви к людям и человеком соделавшись, и подобно агнцу предавшись на убиение и смерть, чтобы человека, повинного смерти за грех, избавить от смерти!

Причина предания есть воспоминание великого сего благодеяния в совершении тела и крови Христа. Результат священнодействия – общение со Христом и жизнь вечная, или, что то же, обожение приобщающихся. И кто столь дерзок и нагл, чтобы извращать предание, переиначивать таинство и отвергать так Предавшего и Научившего? "Отвергшийся закона Моисеева", говорит апостол, "при двух или трёх свидетелях без милосердия наказывается смертью; сколь же тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, и оскорбляет Духа благодати" (Евр.10:28-29).