Закладки
+
Оглавление
Николай Мефонский, еп.
Слово к латинянам об опресноках
Описание и отзывы
Но о первой из твоих посылок довольно, а опять перейдём к остальным, по порядку. Впрочем, уже и вторая расшатана, когда ниспровержена первая, от которой зависит. Ибо принимая, что значение слова "хлеб" обоюдно, она навлекала сомнение из наведений по сему значению; а когда речь наша прогнала сию двусмысленность, и в противность твоему мнению представила несомненность, то я уверен, ты сознаёшь, внимательно рассуждая, что весь строй речи у тебя покоится на гнилом основании. Однако же рассмотрим её и саму по себе.

Был день опресноков, говорит, и это показывают Евангелия. Сам я очень бы желал узнать это, и как в Евангелиях указывается. У Матфея, говорит, так. "В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу, говоря Ему: где велишь приготовить Тебе пасху?" (Мф.26:17). А у Марка: "И в первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдём и приготовим" (Мк.14:12). У Луки же: "настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца, и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху" (Лк.22:7-8). Тогда же была и вечеря. Потому что говорит: "когда настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками" (Мф.26:20). И немного дальше: "И когда они ели, Иисус взяв хлеб и, благословив, преломил и раздал ученикам, и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое" (ст.26). Так говорят Матфей и Марк (Мк.14:17,18,22). Да и Лука говорит: "когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания" (Лк.22:14-15). И вскоре: "и взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание" (ст.19). Это, конечно, знаю, речения Евангельские; но если допустим, что день, в который была Владычня вечеря, был одним из семи дней, в которые определялось ядение опресноков, первым именно, то не знаю, как признать согласие у первых трёх Евангелистов и с самими собой, и с истиной, и особенно с Иоанном Богословом. Ибо если Закон повелевает в десятый день первого месяца избирать агнца и сохранять его до конца четырнадцатого дня, а тогда вечером закалать его и есть (Исх.12:1-8), и это пасха Господня, поределяет он, а отселе в прочие семь дней устанавливает праздник опресноков, как говорит в книге Левит: "в первый месяц, в четырнадцатый день сего месяца вечером пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки" (Лев.23:5-6), то есть, с пятнадцатого дня считая до двадцать первого; то как Евангелисты называют первым опресночный день, в который ещё не закалался агнец? Потому что не после пасхи стали спрашивать апостолы: "где велишь нам приготовить Тебе пасху", и Господь сказал им: "пойдите, приготовьте нам пасху". И Лука говорит: "[настал же день], в который надлежало закалать пасхального агнца" (Лук.22:7). А пасхальный агнец закалался не в пятнадцатый день, который есть первый опресночный, но в четырнадцатый вечером. Сын же громов, и сущий таковым и наименованный (Мк.3:17), по причине возвышенности и громогласности учения о Боге, говорит: "перед праздником пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мiра сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мiре, до конца возлюбил их" (Ин.13:1). И во время вечери затем встаёт с вечери. И по окончании действа с умывальницей и умовением, после предречения о предательстве и указания на предателя, говорит: "сказал ему Иисус: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику" (ст.27-29). И после предания опять и допроса архиерейского говорит: "от Каиафы ведут Иисуса в преторию. Было же утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху" (Ин.18:28).