Закладки
+
Оглавление
Николай Мефонский, еп.
Слово к латинянам об опресноках
Описание и отзывы
Ещё яснее становится, что нигде опреснок не обобщается с хлебом, когда обращаем внимание на всюду в Писании обретающиеся названия хлеба, где писатель прилагает это к одному только квасному, этому общепризнанному хлебу. "В поте лица твоего будешь есть хлеб твой" (Быт.3:19). "И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино" (Быт.14:18). "Иаков же дал Исаву хлеба и кушанья из чечевицы" (Быт.25:34). "И Ревекка дала кушанье и хлебы, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему" (Быт.27:17). "И положил Иаков обет, говоря: если Господь Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть" (Быт.28:20). "И сели есть хлеб" (Быт.37:25) братья Иосифовы. "И не знал из своего ничего" Египтянин, "кроме хлеба, который ел он" (Быт.39:6). И "во всей земле Египетской не было хлеба, и народ возопил к Фараону о хлебе" (Быт.41:54-55). Опускаю другие случаи в книге Бытия, чтобы не наскучить речью о хлебах; но выставлю немногие и из других Моисеевых книг, и это в показание, что вне речи об опресноках Моисею не было нужды прибавлять "квасный" к имени хлеба, что необходимо должен был бы делать в отличие от бесквасного, если бы и сам не держался общего понятия о хлебе и не считал достаточным сказать "хлеб" для означения и квасности, и прочего, усматриваемого в хлебе. Потому что не только до узаконения об опресноках представляет Рагуила сказавшим о нём дочерям своим: "позовите его, пусть ест хлеб" (Исх.2:20), но и после закона сынов Израилевых говорящими к нему и Аарону: "о, если бы мы умерли, поражённые Господом в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом и ели хлебы досыта" (Исх.16:3)! И опять: "пришел же Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым" (Исх.18:12). И "благословлю", говорит Бог, хлеб твой и вино твое" (Исх.23:25). "И полагай на стол хлебы предложения предо Мной всегда" (Исх.25:30). "И пробыл на горе Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил" (Исх.34:28).

Довольно и сего для подтверждения, что Моисей держался общего понятия о хлебе, и потому представлял и называл совершенным и в собственном смысле хлебом то, что есть хлеб, и не имел нужды прилагать что-либо в отличие от опреснока, а тесто, не имеющее сущности хлеба по отсутствию закваски, называл или только опресноком, или опресночным хлебом, по некоей нужде, как сказано, в несобственном смысле употребляя одноимённо выражение "хлеб". А если хочешь и из прочих книг Писания увериться, что таким же было понятие о хлебе у всех, не станешь сомневаться, просматривая каждую книгу и обращая внимание на такие места; да и сам я немного сподручных выставлю тебе. В книге Судей сказано Вифлеемлянином, отцом молодой женщины, мужу её Левиту: "подкрепи сердце твое куском хлеба, и потом пойдете" (Суд.19:5). И опять Левитом старику Гаваонитянину: "у нас есть и солома и корм для ослов наших; также хлеб и вино для меня и для рабы твоей" (Суд.19:19). И в книге Руфь причиной возвращения Неемини и двух снох её из Моавитской земли в Вифлеем означено: "услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб" (Руф.1:6). И опять Вооз сказал Руфи: "уже время обеда; приди сюда и ешь хлеб, и обмакивай кусок твой в уксус" (Руф.2:14). И в книгах Царств: "сказал Саул слуге своему: вот мы пойдем, а что понесем человеку Божию? Потому что хлеба не стало в сумах наших" (1Цар.9:7). И Самуил сказал Саулу: "встретишь мужей, восходящих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином" (1Цар.10:3). "И не ел хлеб Ионафан во второй день новомесячия" (1Цар.20:34). "И сказал Давид Ахимелеху священнику: и ныне, если есть у тебя под рукою хлебов пять. И отвечал священник Давиду и сказал: нет у меня под рукой хлебов простых, а только хлебы священные. И дал Авимелех священник Давиду хлебы предложения, потому что не было там другого хлеба" (см. 1Цар.21:2-6). И опять, Давид в Псалмах: "и хлеб сердце человека укрепит" (Пс.103:15). И: "хлеб ангельский ел человек" (Пс.77:25). И: "доколе будешь питать нас хлебом слёзным" (см. Пс.79:5-6)? И Соломон в Притчах: "цена блудницы, как и одного хлеба" (Притч.6:26); и "кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом" (Притч.12:11). И Исайя: "Вот Владыка Господь Саваоф отнимет у Иерусалима и Иуды посох и трость, подкрепление хлебом и подкрепление водою" (Ис.3:1). И: "не буду", говорит, "вождём твоим, потому что нет в доме моём ни хлеба, ни одежды" (см. Ис.3:7). И: "идите, вложим дерево в хлеб его" (Иер.11:19).