Закладки
+
Оглавление
Николай Мефонский, еп.
Слово к латинянам об опресноках
Описание и отзывы
Итак, речь у апостола не просто о квасе и опресноках, но, как показано нами из самих его выражений, имея в виду истребить грех из среды верных в Коринфе, чтобы от примешения, подобно закваске, он не перешёл на всю совокупность имеющих общение, там же выставляет и древний Закон, то же самое постановляющий через отъятие закваски Египетской, переносный смысл давая как агнцу, пасхе и другим вещам Законным, так и квасу и опреснокам. Таковым является глубокомысленный сей и великий, и в божественных умозрениях проницательный муж, высотой созерцания восхищенный до третьего неба, не просто касающимся слегка всякого подходящего учения, но каким бы то ни было образом совершенно и до тонкости разбирающим и говорящим столько, сколько из того пользы к назиданию Церкви, а лишнее и неосновательное опускающим; так же и здесь поступает. Ибо, так как по причине сказанного раз пришлось ему сделать применение закваске и опресноку, и он без сомнения воспользовался им как надлежало, а между тем провидел духом, что некие невежды и неутверждённые будут извращать такое применение, и по своему худому разумению принимать и свойства кваса, и, поставляя его выше опресноков, смотри как весьма хорошо и по возможности кратко и ясно своими выражениями, которыми, по-видимому, должен бы ввести употребление опресноков, а употребление квасного хлеба осудить, ими, напротив, отменяет опресноки, как допущенные Законом в смысле тени, и по наступлении истины упраздняемые. Потому что главной целью слова у него было изъятие греха из среды верующих. А для сего кстати от Закона выставив постановление о бесквасном хлебе и квасном, с тем вместе и предположенной цели достигает, и древний Закон отменяет вместе с грехом. Ибо "не праздновать со старой закваской" свойственно, говорит, отвергающему ветхий Закон, с которым без сомнения отменяются и опресноки, А "не с закваской порока и лукавства", указывает на предположенную цель – не проявлять никакого остатка порока. Соответственно опять тому и другому прибавлено "с опресноками чистоты и истины", так как чистоте противоположны порок и лукавство, а истине тень законная. Ибо, говорит сам же этот апостол, "Закон имел тень будущих благ" (Евр.10:1); а с появлением истины тень престала и упразднена. Так что для старательно исследующих апостольские писания слова эти имеют в виду не опресноки и квасной хлеб, а, наоборот, лучше дают разуметь, что опресноки со всем Законом отметаются как имеющие значение теневое и древней закваски, а вводится наш квасный хлеб, сущая истина, так как он и называется и признаётся Телом Христовым, а Христос есть Истина (Ин.14:6), и как новое тесто и чуждое древней закваски, нисколько не причастное ни Египетскому пороку, ни ветхости Закона, из коих то и другое великий проповедник назвал закваской.