Закладки
+
Оглавление
Николай Мефонский, еп.
Слово к латинянам об опресноках
Описание и отзывы
А теперь, так как всякое прикрытие у тебя отнято и всякое преткновение удалено, и выровнен царский путь истины, ведущий прямо к священной закваске, и расположением своим отметающий искривлённое и негодное уклонение к опресноку, пойдём сим путём и ускорим достигнуть блаженства непорочных в пути, ходящих в Законе Господнем (Пс.118:1). Какой это путь непорочных, и кто эти непорочные? Не имеющие общения с иудеями и еретиками, не идущие одним с ними путём, и оттого не навлекающие на себя порока. Путь же непорочных и закон Господень есть Евангелие, которое научает нас тому, что надлежит избирать и делать, чего избегать и отвращаться. "На Моисеевом седалище", говорит, "сели книжники и фарисеи. Итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте, по делам же их не поступайте" (Мф.23:2-3). Моисеево место, говорит, занимают книжники и фарисеи. А что иное Моисей, как не Закон древний, как говорит в Деяниях Иаков, брат Божий? "Моисей от древних родов по всем городам имеет проповедующих его, и читается в синагогах каждую субботу" (Деян.15:21). И Господь в Евангелиях: "имеют Моисея и пророков" (Лк.16:29). Итак, говорит, всё, что законного из начала от природы и без внешней науки всеяно в вас, а то же предлагают соблюдать и заступающие место Моисея или Закона, то есть, сам Закон, то соблюдайте и вы, и делайте. А имено следующее: "возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего", и прочее; и: "возлюби ближнего твоего как самого себя". И: "почитай отца и мать твою". И: "не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй" - и иное, с сим сходное. По делам же их, которые суть тягостные (Мф.23:4) соблюдения обрядов, не поступайте. Какие это? Суббота, обрезание, агнец, прочие жертвоприношения, опресноки, предосторожности касательно проказы и семяистечения, окропления и подобные сим. И ещё: развод с женой по всякой причине (Мф.19:3), и в случае бездетной смерти одного из двух или более братьев другому брать жену его, о чём и прямо уже говорил [Христос]. А к сему и то, что от себя приложили к Закону фарисеи и книжники, сами расширяя хранилища свои (повязки со словами закона) и увеличивая воскрилия одежд своих (Мф.23:5), заповедуя омовения чаш и кружек (Мк.7:4; Лк.11:39), не позволяя есть с неумытыми руками (Мф.15:20; Мк.7:2,5). Всё это Евангельский закон совершенно упразднил одним этим провозглашением, сказав: "а по делам их не творите".

Но тут, как видится, даётся некая уступка и древнему Закону; а где Евангельский закон сам по себе научает совершенству, он совершенно отторгает [древний] Закон, упраздняя несовершенство по нему, и вместо "не убий" вводя "не гневайся вовсе" (Мф.5:22), вместо "не прелюбодействуй" - "не пожелай" (ст.28), вместо "не клянись" - и истинную клятву делай краткой (Мф.5:34-37; Иак.5:12), и вместо справедливого отмщения обидчику – быть самому готовым стерпеть и ещё обиду (Мф.5:38-39).