Закладки
+
Оглавление
Николай Мефонский, еп.
Слово к латинянам об опресноках
Описание и отзывы
Но, может быть, ты отвергнешь такое словопроизводство на основании звукового различия имён, усвояемых предметам, так как у других народов прилагаются другие и поддерживаются различием языков; а общее понятие как отменить? Потому что и имена в разных языках не различают (сего значения). И что касается ныне рассматриваемого предмета, то есть, хлеба, то спросим ли Скифа, Перса, Индийца или Галла, или кого бы то ни было, какое понятие каждый соединяет с сим словом (хлеб), все одинаково ответят, что хлеб есть тесто, составленное из муки, закваски и воды, приправленное солью и спечённое на огне. А если и об опресноке спросим их, то, пожалуй, скажут, что даже не знают, существует ли опреснок. Потому что кроме Евреев и разделявших их учение кто ж когда употреблял опресноки, так что знал их и мог говорить о них? Следовательно, к Евреям ли одним было слово (проповеди), то и в таком случае ни Евангелистам, ни Павлу не было вовсе необходимости, сказав "хлеб", прибавлять ещё и "квасный", если не сделаем тебе уступки, что хлеб, как род, разделяется на виды – квасный и бесквасный, хотя показано, что, напротив, он как вид противополагается виду бесквасному. Или ко всем народам (было слово), как Сам Господь заповедал им по воскресении, сказав: "идите, научите все народы" (Мф.28:19), а эти не имели никакого понятия об опресноках, а одно и то же и о хлебе, общее, конечно указанное, то какая была нужда в прибавке "квасный"? Иногда, правда, и повторяет говорящий, и это самое мы подтвердим из книг Моисеевых и других наших священных и божественных Писаний. Когда писатель намеревался сказать об общеизвестном хлебе, то называл его просто и безразлично хлебом, согласно с общим понятием о нём, нисколько не требующим прибавки "квасный", а где имел целью сказать об опресноке, то нигде, оказывается, не называл его просто хлебом (άρτος), а только опресноком всюду. Иногда же – и хлебом опресночным, то есть, желая отличить от другого вида теста тесто, совсем не соответствующее тесту хлеба, но несколько подходящее, употребил в общем смысле название хлеба, подобно как и изображение человека мы называем нарисованным человеком в отличие от картин с другими изображениями. Ибо где Моисей написал: "хлебы опресночные" (Исх.29:2; Лев.2:4), там тотчас приносятся и лепёшки пресные и мука пшеничная. Ясно, что наименовал хлебы опресночные, вид, сделанный наподобие хлеба, не больше в отличие от квасных, как и лепёшек, и муки. Потому что лепёшки и по очертанию не имеют ничего общего с хлебом, а пшеничная мука и совсем непохожа. И не следует приходить в недоумение, что в книге Исход законодатель, говоря о священстве Аарона и сынов его, и их же опять освящая в книге Левит, там опресноки назвал хлебами опресночными, а тут хлебами пресными. Ибо говорит: "и пусть съедят Аарон и сыны его мясо овна сего и хлебы, которые в корзине" (Исх.29:32). "И сказал Моисей Аарону и сынам его: сварите мясо у входа скинии собрания, в месте святом, и там ешьте его и хлебы, которые в кошнице посвящения" (Лев.8:31). Ясно, что у него идёт речь о тех, недалеко перед этим поименованных хлебах опресночных, которые повелевалось вложить в кошницу вместе с лепёшками, и он назвал их хлебами в отличие от лепёшек муки; а вместо того, чтобы назвать их пресными, достаточно было ему сказать: "которые в кошнице". А в речах и постановлениях о пасхе, часто употребляя имя "бесквасный", нигде не прилагал к нему и слово "хлеб", так как не от другого какого вида теста отличал, а только от хлеба, который непремено называет и закваской, и квасным. Ибо говорит: "опресноки с горькими травами пусть едят" (Исх.12:8); и: "Семь дней ешьте опресноки; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. Всякий, кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из среды Израиля" (ст.15). И немного далее: "С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте опресноки до вечера двадцать первого дня того же месяца. Семь дней не должно быть закваски в домах ваших. Кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества сынов Израилевых" (ст.18-19). И опять: "Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте опресноки" (ст.20). Не ясно ли, что хлебу – ибо чему иному? – квасному он противопоставляет опреснок.