Закладки
+
Лопухин Александр Павлович
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Книга Иисуса Навина
Описание и отзывы

27 Западной границей удела Гадова колена служила долина Иорданская, в которой находились названные здесь 4 города. Веф-Горам, по слав. Библии Вифарам, названный Иродом Антипой Юлией в честь жены Августа, находился против Иерихона. Холм с его развалинами носит название г. Телль или Бейг-Гаран. Веф-Нимра находился, по Евсевию (Βηθναβραν), в 5 римских милях от Ливии, на север. Развалины его носят название Нимрин. Положение Сокхоба на восточной стороне Иордана и Цафона не установлено. Данные Гадову колену города названы остатком царства Сигона, так как значительная часть последнего дана уже была Рувимову колену. О море Хиннерефском см. Нав 11.2.

29 Слова который принадлежал половине колена сынов Манассииных, повторяющих тоже, что сказано в начальных словах этого стиха, читаются в еврейск. тексте, но не находятся в переводе LXX-ти по древнейшим его спискам, как и в слав. Библии.

30 При описании удела полуколена Манассиина библейский писатель сначала указывает южный пограничный пункт — Маханаим и затем важнейшую северную часть его владений — Васан (Нав 12.5), как называлось царство Ога до завоевания его израильтянами, после чего оно стало известно под названием селений Иаировых (Втор 3.14).

31 Здесь в частности указывается та половина Галаада, которая точнее обозначена находившимися в ней столичными городами Астарофом и Едреей, т. е. северная, которую получила старшее поколение Манасиина колена, называвшееся по имени своего родоначальника Махировым, в отличие от других поколений, ведших свой род также от него (Чис 26.29–32), но носивших имена других ближайших родоначальников. Северная часть Галаада отдана была Махирову поколению, как принимавшему особенно деятельное участие в ее завоевании (Чис 32.39; Нав 17.1).


Книга Иисуса Навина - Глава 14 / 24


1–5. Общие основания разделения Ханаанской земли между девятью с половиной израильскими коленами. 6–15. Удел Халева — Хеврон.

15 Истории раздела Ханаанской земли библейский повествователь предпослал введение, в котором изложил общие основания для этого разделения, состоящие в указании того, кто производил этот раздел, каким способом и кому.

Раздел производили назначенные Моисеем первосвященник Елеазар, Иисус, сын Навина, и начальники поколений (буквально с еврейского «главы отцов колен») или князья колен (Чис 34.17–28).

Раздел производился посредством жребия согласно с божественным повелением, которым требовалось, чтобы при определении величины удела принимаема была во внимание многочисленность или малочисленность колена, получающего удел (Чис 26.53–56). Выполнение этого требования, при разделении земли по жребию, внушает то представление, что жребием указывалось только положение достававшегося колену удела в известной части Ханаанской земли, а его величина определялась сообразно с количеством лиц, составлявших колено. Самый способ бросания жребия (Нав 18.6, Нав 19.1), нигде не указанный в священных книгах, состоял, по мнению раввинов [Keil. Iosua, 111.], в том, что ставились два влагалища (чаши или ящики), в одно из которых клались куски кожи или дощечки с надписью колен, в другое — такие же предметы с надписью частей Ханаанской земли, подлежавших разделу, при этом за выниманием знака с названием колена следовало вытягивание знака с названием области, которая и делалась достоянием колена и сообразно с его численностью расширялась или сокращалась, вся западно-иорданская страна разделена была между девятью с половиной коленами В объяснение этого в 3–4 ст. указано, во-первых, то, что два с половиной колена получили уже уделы в восточно-иорданской стране, а одно колено, вследствие своего особого назначения, не получило удела, и, во-вторых, то, что потомство Иосифа образовало два отдельных колена. Слово посему в 4-м ст. не находит для себя соответствия ни в еврейском тексте, ни в греко-славянском переводе.

5 Указывается на божественное повеление в Чис 18.20; Чис 26.53–56.

6 Халев был главой рода в Иудином колене (Чис 13.4,7; 1Пар 2.9,18,42) и князем в этом колене (Чис 34.18,19). Он носил прозвище Кенезеянин, которое усвоено ему и в Чис 32.12, не потому, что происходил от другого народа — Кенезеев (Быт 15.19; Быт 36.11,15), на что нет каких-либо указаний, а потому, нужно думать, что имя «Кенез» или прозвище «Кенезеянин» носил один из его славных предков, может быть, родоначальник того рода, главой которого он был и члены которого носили тоже прозвище (Нав 15.17) или имя (1Пар 4.15). Выступление Халева, сопровождаемого другими членами Иудина колена с просьбой о предоставлении ему Хевронской горы (ст. 12), показывает, что в Иудином колене прежде других почувствовалась потребность в прочном заселении завоеванной страны; в этом выразилось равным образом и особенное расположение этого колена к южной именно части Ханаана. Сказанное Господом Моисею о мне и о тебе, т. е. о Халеве и Иисусе Навине, находится в Чис 14.24,30. О Кадес-Варни Нав 10.41.