Закладки
+
Оглавление
Лопухин Александр Павлович
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Бытие
Описание и отзывы

22 - 26 Если в величественном благословении Иуде говорило божество, внушение Иакову, то теперь, в благословении любимца Иосифа, уже раз благословенного им в лице сынов, проявляется привязанность сердца Иакова к Иосифу. Особенно изящная форма, в которой выражено это благословение, которым, однако, Иаков не возвышает Иосифа над Иудой и не уделяет первому обещанных последнему высоких духовных благ, а блага главным образом материальные, объясняется исключительным положением Иосифа между братьями, как благодетеля их и «князя» (ст. 26). Иосиф здесь является:

  1. плодоносным деревом (евр. porat - намек на имя Ефрем: повторение - указание на 2 колена от Иосифа), простирающим свои ветви и над истиной - над своими и чужими, евреями и египтянами (ст. 22),
  2. при всех бедствиях (лично пережитых Иосифом и предстоящих его коленам, особенно Манассиину, из которого, напр., был Гедеон) несокрушимой твердыней, укрепляемой тем же пастырем-Богом, который с Иаковом (Быт 48.15); по некоторым, здесь - пророчество об ефремлянине Иисусе Навине;

  3. любимцем отца, который преподает ему благословения: а) небесные свыше, т. е. росу и дождь (ср. Быт 27.28); б) благословения бездны - почвы, орошаемой водами; в) благословения сосцов и утроб - обилие молока и скота (ст. 25);
  4. князем (nazir «коронованный») между братьями - лично и в потомстве (дарственное Ефремово колено, ст. 26).


27 Вениаминову колену предрекается воинственность и некоторая дикость нрава (доказательство - известный случай с левитом в Гиве, Суд 20). Из него происходили Аод (Суд 3), Саул, впоследствии Апостол Павел.

28 Нарочито замечается, что обетования относятся и к потомству. Ст. 29-30, составляющие повторение (Быт 47.29-31) завещания Иосифу, сообщают последнее распоряжение Иакова и смерть его.

Бытие - Глава 50 / 50


Плач по Иакову.

1 Картина оплакивания Иосифом отца невыразимо трогательна. «Видишь ли нежную любовь сына? Видишь ли любовь пламенную» (Иоанн Златоуст, 721).

2 - 3 Бальзамирование - этот специфически египетский обычай - совершается над телом Иакова не столько в силу его положительного завещания бальзамировать его, как полагали раввины, сколько - для выражения почтения к нему, как отцу первого сановника Египта, а также для предохранения тела от тления ввиду предстоявшего перевезения его в Ханаан.

Бальзамирование совершают врачи (евр.: ropheim, ενταφιασται, слав.: погребатели) из числа придворных Иосифа. По Геродоту, подробно описавшему бальзамирование, оно совершалось специалистами, ταφιχευται, и имело 3 формы, различавшиеся по степени кропотливости работы и дороговизны материалов (первый и самый дорогой способ обходился в талант серебра, 2-й только в 50 мин). Продолжительность операции бальзамирования была, по Диодору Сицилийскому и Геродоту, от 30 до 70 дней; по библейскому рассказу - 40 дней, которые с прибавлением 30 других дней плача (30 дней оплакивали евреи Аарона, Чис 20.29, и Моисея, Втор 34.8), обозначаются, как 70 дней плача над Иаковом.

4 - 6 По личному своему делу и находясь притом в состоянии (ср. Есф 4.2) нечистоты (по соприкосновению с мертвым), Иосиф не решается просить у фараона отпуска лично, а делает это через придворных фараона, сообщая им (в свободном пересказе) завещание Иакова (Быт 47.29-31) о погребении его в Ханаане и отклоняя тем подозрение египтян в государственной измене, весьма возможное при напряженно враждебном отношении их к хеттеям Палестины. Фараон разрешает Иосифу путешествие в Ханаан, но (ст. 7-8), вероятно, не ради одной помпы погребальной процессии и из одного внимания к семейному горю Иосифа, но и для гарантии себя от отложения Иосифа и возможной попытки его остаться в Ханаане, посылает с ним большой конвой и многих придворных, равно и для последней же цели оставляет в Египте детей евреев и скот их, чего требовал от Моисея и евреев и позднейший фараон, угнетатель евреев (Исх 10.11).

Перевезение тела Иакова в Ханаан.

7 - 9 Далекое путешествие не могло быть предпринято без значительного вооруженного конвоя; отсюда Иосифу и его братьям сопутствуют не только вельможи фараона (ст. 7), но и «колесницы и всадники». Традиция добавляет, что караван действительно имел столкновение с потомками Исава и победил их.