Закладки
+
Оглавление
Лопухин Александр Павлович
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Бытие
Описание и отзывы

18 Под впечатлением видения, Иаков, во-первых, ставит камень, служивший ему возглавием, памятником (mazzebah) и возливает на него елей. Обычай ставить столпы и подобные им сооружения в качестве памятников известных событий весьма распространен на древнем и новом Востоке. В Библии, кроме истории Иакова (Быт 28.18; Быт 31.45; Быт 35.14), поставление камней с указанным назначением упоминается еще в истории И. Навина (Нав 4.9; Нав 24.26), пророка Самуила (1Цар 7.12) и др. Позднейшие злоупотребления этим обычаем в целях идолослужения вызвали запрещение в законе Моисеевом (Лев 26.3) ставить столпы. Равным образом и обычай посвящения камней божеству известен был на Востоке, напр., у финикиян, и в классическом мире. Елей, как необходимая принадлежность путешествия в жарких странах, как средство подкрепления и питания, естественно, был под рукою у путника Иакова: «вероятно, только один елей он и нес с собою, находясь в пути» (Иоанн Златоуст, с. 585). Таким образом, «что имел у себя, тем и воздал великодаровитому Господу» (блаженный Феод., отв. на вопр. 85).

19 Второй акт Иакова: соответственно упомянутому своему впечатлению он называет место видения именем: Бет-Ель или Вефиль («дом Божий»), между тем как прежнее имя соседнему местечку было: Луз. Вторично и окончательно Иаков утверждает название Вефиль по возвращении из Месопотамии (Быт 35.15).

Чтение LXX и слав. Ουλαμλους (варианты Ουλαμμαους, Συλλαμμαους и др. - у Гольмеса). Улам-луз - явно ошибочное соединение еврейских слов ulam (же, прежде) и Luz. Из последующей истории видно, что хананейское имя Луз существовало совместно с еврейским Вефиль: первое употребляет и сам Иаков (Быт 48.3), а в кн. И. Навина Луз и Вефиль, по-видимому, представляются именами разных местностей (Нав 16.2; ср. Нав 18.13). Имя Вефиль, впрочем, известно было и ранее Иакова - при Аврааме (Быт 12.8; Быт 13.3).

Отголосок этого названия сохранился в известном у финикиян и греков имени Βαιτυλια, Байтилия, каким назывались у тех и др. священные камни, преимущественно из метеоритов и аэролитов, помазанием посвященные божествам. Таким образом, можно предполагать, что этот «обычай произошел от Иакова» (Филарет, Зап. на Быт 2, 52).

20 - 22 3-е действие Иакова: его обет Богу - первый из отмеченных в Библии обетов. В этом обете (у раввинов считавшемся образцом или нормой всех обетов и на все времена) 3 элемента:

  1. внутреннее и искреннее признание Всевышнего своим Богом, с посвящением себя самого на служение Ему;
  2. особое посвящение и почитание места видения; и
  3. обещание Богу десятины из всего.


По-видимому, свою веру в Бога Иаков обусловливает внешними и личными интересами. Но, во-первых, это условие обета у Иакова есть простой перифраз непосредственно предшествующего обетования Божия (ст. 13-15); во-вторых, Иаков испрашивает у Господа лишь хлеба и одежды и таким образом исполняет завет евангельский о нестяжательности (Иоанн Златоуст, Филарет); в-третьих, с каким смирением и благодарностью понимал Иаков благодеяния Божии, видно из молитвы его (Быт 32.10).

Десятина, как видно из примера Авраама (Быт 14.20), была древним обычаем и в общежитии, в отношении к царям. Здесь впервые читаем о десятине Богу.

«Камень… будет… домом Божиим» (beth Elohim) - может быть, в связи с этим представлением стоит ветхозаветное величание Бога - Zur Israel, скала, твердыня Израилева (Быт 49.24; Ис 30.29).

Бытие - Глава 29 / 50


Иаков приходит в Харран.

1 Укрепленный небесным виденьем, Иаков продолжает путь и приходит «в землю сынов востока»; «сыны востока» - обычно жители Аравии (Суд 6.33; Иов 1.3; Ис 11.14); здесь (как в Чис 23.7) - в более обширном значении, в приложении к жителям Сирии. По Мидрашу, Исав послал сына своего Элифаза преследовать Иакова, но он не причинил ему никакого вреда.

2 Первое, что встречает Иаков в стране, служившей целью пути его, был колодезь, как подобное же в гл. 24 ст. 11 говорится об Елиезере; только в последнем случае разумеется пригородный колодезь, а в рассматриваемом - цистерна, лежавшая, по-видимому, не близко к городу (как видно из вопроса Иакова, ст. 4). Большой камень (евр. haeben с артиклем) - известный по назначению камень) закрывал устье колодца для защиты устья воды от песка - обычное явление и теперь в жарких местностях Аравии и Малой Азии. Вся вообще картина предстоящей встречи Иакова с Рахилью (ср. Быт 24.11 и д.; Исх 2.16) носит печать специфических черт восточного быта.

3 Колодезь был собственностью нескольких владельцев, и потому для открытия камня ожидали прибытия стад всех собственников; Лаван, вероятно, был одним из последних (при прибытии Рахили колодезь немедленно открывается, 9-10).