Закладки
+
Оглавление
Лопухин Александр Павлович
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Бытие
Описание и отзывы

Иосиф Флавий (Antiqu. 1:20, 81) говорит о некоторых «видениях» (φαντασματα), бывших Иакову при приближении к Ханаану и предвещавших ему «благие надежды» в будущем. Но оба толкования явно извращают прямой смысл библейского текста: «Ангелы Божии» суть те же небесные охранители избранника Божия, каких он видел во сне на пути в Месопотамию (гл. 28). Название их «ополчением Божиим» (machoneh Elohim) соответствует совершенно обычному в Ветхом Завете названию мира ангельского «воинство небесное» (Нав 5.14; Пс 102.21). Что нередко назывался сонм Ангелов «ополчением Божиим» видно из 1Пар 12.22. Двойственная форма имени «Маханаим» объясняется так, что Иаков разом видит два стана: земной (собственный) и небесный (Ангелов), или же - два сонма Ангелов; последнее толкование предложил, между другими, р. Ярхи: по нему, один сонм был Ангелы-хранители страны Халдейской, сопровождавшие его невредимым до пределов Ханаана, а другой сонм - Ангелы-хранители земли Ханаанской теперь принимавшие Иакова от первых на хранение (ср. толков. Быт 28.12-13). Верование в охранение Ангелами отдельных лиц (Пс 33.8 и др.) и целых народов и царств (Дан 10.13,21; Дан 12.1) - учение библейское.

Маханаим - впоследствии город убежища (Нав 21.36) упоминается не раз в истории Давида и Соломона (2Цар 2.8; 2Цар 17.24, 27; 19:32).

3 Получив ободрение от небесных вестников-Ангелов (maleachim), Иаков посылает земных вестников (тоже - maleachim, почему раввины высказывали абсурдную мысль о посольстве Ангелов Иаковом) к Исаву, в Сеир. Последнее название, бывшее прозванием Исава (на основании внешнего вида его, Быт 25.25 др. прозвание его - Едом, Быт 36.1, вероятно, ввиду случая с чечевицею, Быт 25.30), здесь употреблено пролептически (как в Быт 14.6) о гористой и обильной пещерами территории троглодитов хореев, на восток от Иордана, позже занятой племенами Исава (Втор 2.12,4-5,8). Исав с семьею переселился туда позже (Быт 36.6), но, может быть, уже кочевал по своим будущим владениям, представлявшим удобства для его любезного занятия - охоты.

4 - 5 Названия: «господин» для Исава и «раб» для себя со стороны Иакова, получившего высшее благословение и господство над Исавом, - акт восточной вежливости (ср. Быт 23.6; 1Цар 24.9), а вместе с указанием на возможность подарков Исаву - и очевидное captatio benevalentiae.

6 На это приветствие ответа не было получено, напротив, получилось тревожное известие, что Исав идет на встречу с 400 мужей, - вероятно, из племени Измаила, с которым Исав уже ранее породнился (Быт 28.8-9).

7 - 8 Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты (Быт 28.13-15; Быт 31.13), - на что не без основания обращали внимание уже иудейские толкователи - обнаруживает, конечно, несовершенство веры Иакова в Промысл Божий (вера его чрезвычайно уступала в силе и твердости своей вере Авраама, Быт 15.6). Соответственно этому он употребляет прежде всего чисто человеческое средство защиты ожидаемых враждебных действий от Исава. Можно думать, впрочем, что, кроме естественной привязанности к жизни и страха за себя и семью, внутреннее беспокойство Иакова вызывалось упреками его совести за обман его в отношении Исава. Этот высший мотив, естественно, обращает мысль Иакова к Богу.

9 - 11 В сознании недостаточности человеческих сил и средств, как орудий защиты от предстоящей опасности, Иаков обращается с молитвою к Богу отцов. Эта, первая в Библии, молитва (если не считать ходатайства Авраама за содомлян, Быт 18.23 и д.) имеет все признаки истинной молитвы, отличаясь искренностью, детской простотой, благодарностью к Богу, смирением пред Ним и надеждой на Него одного.

В начале молитвы - исповедание Бога Богом спасения и указание на прямое повеление (Быт 31.13) Божие Иакову возвратиться на родину, с обетованием - быть с ним (10). В сравнении с теми великими благодеяниями, которые обещал и даровал уже Господь Иакову, он чувствует свое ничтожество, недостоинство, тем более, что у него налицо - осязательное доказательство промышления Божия о нем, в виде обогащения его в Месопотамии, между тем как туда он направлялся с одним посохом (еврейские толкователи, обращая внимание на конструкцию bemaqeli, с жезлом, или, точнее, посредством жезла, полагали, что Иаков жезлом разделил Иордан). Усиленно молясь о спасении, Иаков выражает боязнь за целость семьи - «чтобы Исав не убил его и матери с детьми» (12). Последнее выражение - ходячая фраза (Ос 10.14; Втор 22.6), означающая полноту и вместе жестокость, кровожадность истребления.

12 Основанием надежды Иакова служат обетования Божии ему и отцам его (Быт 28.13; ср. Быт 22.17).

Иаков посылает навстречу брату дары.

13 Иаков остается ночевать на месте молитвы, по мнению Абарбанеля, в ожидании ответа на нее. Под впечатлением молитвы Иаков отменяет первоначальное намерение свое - спасти бегством от Исава хотя бы половину стана (ст. 7) - и решает идти прямо навстречу Исаву, предпослав прежде дары ему.