Закладки
+
Оглавление
Амвросий Оптинский, прп.
Советы супругам и родителям
Описание и отзывы

Наконец, необходимо тебе в настоящее время иметь в виду и твердо помнить совет Исаака Сирина; он пишет...: “когда человек, заботясь об очищении внутреннем, милостию Божиею будет приближаться к первой степени духовного разума, то есть разумения твари, тогда враг от зависти сильно вооружится на него хульными помыслами. И ты, — говорит он, — да не станешь в стране сей без оружия, да не вскоре умрешь от подседающих и прельщающих тебя. Да будут же тебе оружие слезы и частое пощение. Во чреве наполненном разума таин Божиих несть”.


Внимая... словам... великого отца, старайся иметь посильное воздержание в пище и в питии и сокрушенное и смиренное перед всеми сердце, чтобы приобрести спасительный плач о прежних и настоящих согрешениях и через то сохранить себя безвредно в настоящем твоем искушении от духа хулы.


Знай, что враг, если не может кому сделать вреда, то по злобе своей силится по крайней мере смущать его, досаждать ему разными помыслами и злыми внушениями.


Когда за работой... стужают злые помыслы, оставь работу и положи тридцать три поклона, смиренно призывая милость и помощь Божию.


* * *


...Пишешь, что накануне дня святого архистратига Михаила вражий помысл обещал тебе, что в самый праздник этот получишь все дары духовные, а вместо того в этот день нашла на тебя мрачная тоска и в сильной степени стал тебе стужать помысл о самоубийстве. Вот дары бесовские, прелесть вражия!


Помысл шепчет тебе, что никто из святых и желающих спастись не был борим этой мыслью. Неправда: и великие старцы были ею боримы; в Молдавии был весьма подвижный и безмолвный старец, который всю жизнь страдал такой мыслью. В этой злой вражеской брани надо чаще повторять:


“Воля Божия да будет со мною. Яко же Господеви изволися, тако да будет”. Господне же изволение — спасти и помиловать всех верующих.


Еще можем иногда отвечать врагу так: “Иди за мною, сатана! Господеви Богу моему поработаю все дни живота моего. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во веки веков. Аминь”.


О дурном глазе и суевериях


От очес призора, от ревности и зависти и от невидимых духов молится священник избавить родительницу и новорожденного. Значит, сомневаться в дурном глазе нельзя.


Но употреблять воду, в которую опускают горячие угли с молитвой, и кропить этой водой суеверно и грешно. У нас есть на то крещенская вода.


Также грешно и суеверно располагать занятия по месяцу или луне.


О брани плотской


Тебя беспокоит неуместная брань плотская. Где должна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряется воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие.


Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе, кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать, как бы следовало.


Молись Царице Небесной и Ангелу Хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Так же нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех.


По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба... еще более усилится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. Это вернее.


ОБ ОБИДЯЩИХ И НЕНАВИДЯЩИХ


Грех осуждения


Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, — судить и осуждать ближнего. Немощь эта многим из нас кажется маловажной, — а в самой вещи она очень велика и подвергает нас великому осуждению перед Богом.


Святой апостол Павел пишет: “Им же бо судом судиши друга, себе осуждаеши, тояжде бо творими судяй” (Рим.2,1), то есть такой же подвергаешь себя ответственности, как и согрешивший, которого осуждаешь.


Святой Иаков, брат Божий, пишет: “Един есть Законоположник и Судия, могий спасти и погубити; ты же кто еси, осуждаяй друга” (Иак.4,12).


И Сам Господь во святом Евангелии глаголет: “не осуждайте, да не осуждени будете”.


Святой Димитрий Ростовский грех осуждения уподобляет седмиглавому змию, который хоботом своим отторг третью часть звезд небесных, то есть ангелов. И грех осуждения, по слову этого угодника Божия, отторгает от неба третью часть и добродетельных людей, которые без греха осуждения просияли бы, как звезды.


Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху этому от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих.