Закладки
+
Оглавление
Амвросий Оптинский, прп.
Советы супругам и родителям
Описание и отзывы

О соборовании святым елеем также скажу, что его отлагать не должно. Чрез это таинство многим возвращалось и здравие телесное. Главная же польза его состоит в прощении забвенных прегрешений


Будем помнить о часе смертном


Смерть всему конец. К этому концу нам надо сводить все счеты наши и расчеты. В таком случае, то есть если будем помнить во всяком затруднительном положении о конце этого отсчета, то можем избавляться от излишних забот и чрезмерных скорбей, вернее, огорчений душевных. Ежели не будем забывать, что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное и что все хотящие благочестно жити гоними будут, то не будем удивляться, почему мы встречаем интриги человеческие от покорных исконному врагу человечества, еще более — человеческого спасения; также почему подвергаемся болезням и другим неудобствам в жизни. Не напрасно праведный и многострадальный Иов говорит: “не искушение ли есть житие сие человеку”.


* * *


Я часто повторяю слова опытных, что надо пользоваться настоящим, и кто настоящим пользуется хорошо, того и последствия бывают отрадны, если не оскудеет вера. Сотворим, сколько можем, помощью Божией, пока есть время; и будущее предоставим всеблагому Промыслу Всесильного Бога, Его же судьбы нам неведомы. Мертвит бо и живит, убожит и богатит. Все Ему возможно, так да будем покорны святой и всеблагой Его воле.


СМЕРТЬ БЛИЗКИХ


Предсмертные страдания


Пишешь, что у тебя не выходят из памяти тяжкие предсмертные страдания сестры, которая, по твоему мнению, жила в мире хорошо.


Преподобный Марк подвижник пишет, что если человек склонен к отрадной жизни, то исход его бывает нелегкий, а тяжкий по причине приклончивости к сластолюбивой жизни ... “сластолюбивое сердце — темницею и узами бывает душе во время исхода; трудолюбивое же сердце дверь есть отверстая”.


Как бы ни получить милость Божию: трудно ли, легко ли, лишь бы получить; а легко получают лишь одни смиренные, как свидетельствует Сам Господь в святом Евангелии, глаголя: “научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть”.


Всячески враг искушает, особенно перед смертью, чтобы нанести какую-либо рану или хоть положить какое-либо пятно, чтобы при исходе их иметь свое знамение к удержанию и препятствию в переходе в будущую блаженную жизнь.


Скорбящим о кончине сына


Слышу о великом горе вашем — о неожиданной кончине сына вашего М. Н. и весьма сожалею о вас. Есть совет святой — приходить в дом плачущих. Но так как я немощен и слаб и не могу вас по этой причине навестить лично, то решился, хотя заочно, побеседовать с вами через письмо, чтобы утолить, сколько возможно, великую печаль вашу.


По немощи человеческой невозможно не скорбеть родителям, которые лишились единственного сына так преждевременно, в таких летах, в таком цветущем возрасте.


Но ведь мы не язычники, которые не имеют никакой надежды касательно будущей жизни, а христиане, имеющие отрадное утешение и за гробом касательно получения будущего блаженства вечного.


Этой отрадной мыслью должно вам умерять скорбь вашу, утолять великую печаль вашу, что вы хотя на время и лишились сына своего, но опять в будущей жизни можете видеть его, можете соединиться с ним так, что никогда уже не будете расставаться с ним. Только должно принять приличные к тому меры: [во-первых], поминать душу М. на бескровной жертве, на чтении псалтири и в домашних ваших молитвах; во-вторых, о душе его творить и посильную милостыню.


Все это полезно будет не только покойному сыну вашему М., но и вам самим. Хотя смерть его нанесла вам великую скорбь и огорчение, но эта скорбь еще более может утвердить вас в христианской жизни, в христианском благотворении, в христианском настроении духа. Что Господь творит с нами, бывает не только благо, но и добро зело.


Правда, все мы желаем получить спасение и наследовать Царствие Небесное; но часто забываем, что “многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие”, и потому нередко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому Всеблагий Господь всепремудрым Своим Промыслом и разрешает узел сей, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, которые прочны и никогда неизменяемы. И делает это Господь с нами по безмерной любви Своей к человекам, как говорит апостол: “егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще ли без наказания есте, прелюбодейчищи убо есте, а не сынове”.


Велика вам послана скорбь, но утешайте себя тем, что через эту скорбь вы включены в число сынов Божиих, по безмерной любви Божией к вам. Поэтому храните великое достоинство христианское, покоряясь воле Божией не только безропотно, но и с благодарением. Вы хотели только утешаться сыном вашим в этой жизни временно; Господь же устрояет так, чтобы вы утешались им в будущей жизни вечно, в бесконечные веки.