Закладки
+
Оглавление
Амвросий Оптинский, прп.
Советы супругам и родителям
Описание и отзывы

Держись внутреннего подвига


Сама объясняешь, что тебе очень помогает... умеренность речи. Отвечать кратко, благоразумно и осторожно в подобных выражениях: “не знаю, что вам сказать”; иногда: “это не по моей части”; иногда: “это меня не касается”; или: “это выше меня”, а иногда отвечать молча одним поклоном и проходить, как будто не расслышала или не поняла.


А сверх всего этого потребно держаться совета святого Исаака Сирина: “стараться не видеть злобы человека”. В этом состоит чистота душевная... Всех Господь хочет спасти, вразумить и исправить, чтобы имели смирение и любовь и не выставляли свои заслуги, потому что все туне спасаемся благодатью Христовой...


С помощью Божией умудряйся устраивать себе так, чтобы возможно было держаться внутреннего подвига, который, по апостольскому слову, состоит из четырех частей: ко всем долготерпите, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и о всем благодарите.


Это воля Божия. Начинать должно с последнего, то есть с благодарения за все.


Начало радости — быть довольным своим положением.


О разговорах с братом


В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, как бы не повредить и себя.


Знайте, что вы через брата должны будете выслушивать глубины сатанины, то есть пагубные вражие возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать?


Одно посоветуйте брату вашему, чтобы ни с кем не спорил о понятиях нынешних людей, которые, быв побеждены грубыми наслаждениями временной жизни, хотят обвинить Бога, почему Он невольно не удержал их от зла! По этой причине и притворяются они непонимающими, для чего Бог создал человека со свободной волей.


Доносы


Доносы должно принимать средним образом: вполне не доверять и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет.


Не должно и своим выбором служащих смущать, зная, что Господь избрал Иуду в лик апостолов, за (дело) предательства которого никто не обвиняет ни первого, ни последних.


Полезно помнить совет пр[орока] Давида: “Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит, и изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне” (см. псалом 36)...


Молва


Даровавший всем радость вечную, да утолит и скорбь вашу — временную, касательно разнесшейся молвы о ваших служащих.


Вдруг оскорбляться этой молвой не должно, а лучше постараться сделать наблюдение и, отыскав виновных, сделать исправление. Молва эта не есть что-либо необыкновенное: чего на свете не бывает!


Всякому классу людей своего рода бывают искушения. Касательно же себя нужно искать успокоения в собственной совести, в терпении и молитве, веруя несомненно, что подобными искушениями очищаются наши согрешения, происходящие от несправедливого мнения и подозрения в отношении других.


Преподобный Марк Подвижник пишет, что, кроме этих средств, то есть терпения и молитвы, невозможно избавиться от тяжести искушений.


ХРАНЕНИЕ БЛАГОЧЕСТИЯ


О неверии и хульных помыслах


Помози тебе, Господи, приобретать прибыль внешнюю и вместе не лишаться пользы душевной.


...Пишешь о своей борьбе с сомнением и неверием.


Брань неверия и сомнения относится к хульным помыслам и считается наравне с ними. Поэтому не огорчайся очень этой бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и неверия, имея в виду одно: никого не судить и не осуждать.


Святой Димитрий Ростовский пишет: “перестанем судить и осуждать ближнего и хульных помыслов не убоимся, равно помыслов неверия и сомнения”.


Ты объясняешь о прежнем своем духовном настроении, что ты относилась к Христу, как к другу, объясняя Ему свои нужды.


Но такое настроение духа лютеранское, а не православное и не смиренное, а высокое.


Православное же отношение к Господу должно быть самое смиренное. Святой Исаак Сирин пишет, что “мы должны к Господу припадать в таком смирении, считая себя за земляных червяков и подобно им ползающих, и произносить молитву к Господу в детской простоте, как лепечущие дети, а не с высокомудрием”.


Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского, который говорит, что тело человеческое создано из земли; а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима, и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь, попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы все погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы все попрело. Также потребны не только сильные ветры, но, по временам, и... бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах.


Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами.


Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием.