Закладки
+
Оглавление
Амвросий Оптинский, прп.
Советы супругам и родителям
Описание и отзывы

Когда посылается нам серьезная болезнь, то мы посерьезнее и рассуждаем о себе и о наших обстоятельствах и искренне прибегаем в молениях наших ко Врачу душ и телес, к Единому вся ведущему и всемогущему, а вместе всеблагому и премудрому, “Иже хощет всем спастися и в разум истины прийти!”


Матери, скорбящей о болезни дочери


Давно, давно получил от вас письмо, в котором вы писали мне, кроме других обстоятельств, и о болезни дочери вашей С. Но тогда в письме не было выражено великого скорбения об этом. Теперь же слышу, что вы скорбите сверх меры, видя страдания болящей дочери.


Действительно, по-человечески нельзя не скорбеть матери, видя дочь свою малютку в таких страданиях и страждущую день и ночь. Несмотря на это, вы должны помнить, что вы христианка, верующая в будущую жизнь и будущее блаженное воздаяние не только за труды, но и за страдания произвольные и невольные, и потому не должны нерассудно малодушествовать и скорбеть сверх меры, подобно язычникам или людям неверующим, которые не признают ни будущего вечного блаженства, ни будущего вечного мучения.


Как ни велики невольные страдания дочери вашей, малютки С., но все-таки они не могут сравниться с произвольными страданиями мучеников; если же равняются, то она и равное с ними получит блаженное состояние в райских селениях.


Впрочем, не должно забывать и мудреного настоящего времени, в которое и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят, и от того, что слышат; и потому требуется очищение, которое без страданий не бывает; очищение же душевное по большей части бывает через страдания телесные. Положим, что и не было никакого душевного повреждения. Но все-таки должно знать, что райское блаженство никому не даруется без страданий. Посмотрите: и грудные младенцы без болезни ли и страданий переходят в будущую жизнь?


Пишу так, не потому что желал бы я смерти страждущей малютки С.; но... собственно для утешения вас и для правильного вразумления, и действительного убеждения, чтобы вы нерассудно и без меры не скорбели. Как ни любите вы дочь свою, но знайте, что более вас любит ее Всеблагий Господь наш, всяким образом промышляющий о спасении нашем. О любви Своей к каждому из верующих Сам Он свидетельствует в Писании, глаголя: “Аще и жена забудет исчадие свое, Аз же не забуду тебе”. Поэтому постарайтесь умерить скорбь вашу о болящей дочери, возвергая печаль эту на Господа: как хочет и благоизволит, так и сотворит с нами по благости Своей.


Советую вам приобщать болящую дочь с предварительной исповедью. Попросите духовника, чтобы поблагоразумнее расспросил ее при исповеди.


Больным вашим дочери и супругу желаю, по воле Божией, оздоровления; а вам и прочим детям — милости Господней и мирного пребывания.


Приготовление к смерти


Я думал немало о вашем положении и нахожу, что теперь особенно в болезненном положении вам не следует презирать того, что на вас полезно повлияло и произвело благое впечатление, слова ли то были слышанные или сновидения в этом роде. У Господа Бога средств много к тому, чтобы благовременно обратить мысль и заботу человека к единому на потребу и преимущественно к сказанному Господом в Евангелии: “будите готови на всякое время, яко не весте ни дне ни часа, в он же Сын Человеческий приидет”. Ежели, по слову святого Иоанна Лествичника, мысль о смерти великую пользу приносит христианину; то тем паче приготовление к смерти много может воспользовать душу того, кто с верой и упованием ожидает своего исхода из этой жизни.


Вам кажется, что заботливость о приготовлении к смерти делает вас менее способным ко всему доброму и необходимому. Но это несправедливо. Вам кажется так потому, что вы не вполне уверены в будущей своей участи. Но кто же может быть вполне уверен в этом, когда и совершенные, и угодники Божии, как, например, Арсений Великий и Агафон Великий, не без страха ожидали приближения часа смертного? Преподобномученик Петр Дамаскин говорит, что “спасение христианина обретается между страхом и надеждою, и потому ни в каком случае не должно ни дерзать, ни отчаиваться”...


Но кто из больных не чувствует расслабления душевного и телесного?..


Беседа святого Анастасия Синайского на шестой псалом... очень прилична к настоящему вашему положению... В ней вы найдете много такого, что может вас и успокоить, и укрепить, и вразумить, на что должно обратить преимущественно внимание ваше касательно известного приготовления.


Внешнее же приготовление, как я думаю, должно вам начать с двух главных предметов: написать духовное завещание и принять таинство елеосвящения, по предварительной исповеди и причащении. К чему из двух должно приступить прежде, то все равно — как обстоятельства укажут.


В духовном завещании касательно достояния вашего смотрите на усердие и расположение души вашей; но не делайте распоряжения по одному простому человеческому чувству, а поступайте с рассмотрением, имея в виду и полезное для души вашей.