Закладки
+
Оглавление
Амвросий Оптинский, прп.
Советы супругам и родителям
Описание и отзывы

Причина явная и готовая к самоукорению — грехи наши и гордость, если тотчас не открываются другие причины; притом надобно помышлять, что в каждом деле и поступке недостаточно одной благонамеренности, а потребны благоразумное искусство и основательное обсуждение дела. Вот тут-то много поводов и найдется к самоукорению и смирению, а не к смущению, которым обнаруживается тайная гордость.


Смирение всегда сознает себя скудным искусства и уменья поступать как должно; впрочем, всегда успокаивает себя сознанием своей худости и благонамеренностью, которой прежде всего ищет Бог от человека. Смирение заботится о возможном совершении и достижении своих целей, особенно в делах внешних, и чуждо неуместной настойчивости...


Объяснять кому следует свое душевное устроение весьма полезно и доставляет внутреннее облегчение; но нужно войти во вкус этого собственным опытом, при доверии и оставлении собственных разумений.


Не должно думать, чтобы мы могли сделать кого-либо несчастным или благополучным. Это принадлежит только Богу и собственной воле человека, если благоразумен пребывает перед Сотворившим его.


* * *


Вы спрашиваете, чем себя умерять в своих действиях?


Смирением, самоукорением, покаянием и страхом Божиим, памятуя всегда слово псаломское, что бы уклоняться прежде всего от зла, а потом уже стараться творить благо.


Покаяние


Если бы Господь, по милосердию Своему, не даровал нам таинства покаяния, врачующего многие немощи наши, то куда бы деваться нам, неисправным, присно готовым нарушать обеты святого крещения?!


Главная сила покаяния состоит в смирении, которое, как и всякая добродетель, имеет свои степени.


Блажен, кто обретается хоть на какой-нибудь из степеней треблаженного смирения, которое во всяком неприятном и скорбном случае более себя винит, что оно не умело поступить, как бы следовало, а потому и пребывает всегда более спокойно.


Мнимая же правость наполняет душу смущением, весьма вредным на пути благочестия.


Благотворительность


Мы имели указание от покойного отца нашего (Макария) на слова Петра Дамаскина, что спасение человека совершается между страхом и надеждой, чтобы не отчаиваться и бесполезно не надеяться (3 ч[асть] Добротолюбия о семи деланиях).


Обе эти крайности душевредны и опасны. Господь через притчу о мытаре и фарисее ясно показал, как и повинные, и слабые грешники могут получать через смиренное покаяние не только спасение, но и оправдание, и как человек, по-видимому безгрешный и с различными видимыми добродетелями, может быть отвержен Богом за горделивый образ мыслей.


...Если апостол Иаков говорит о делах, что вера без дел мертва есть, но говорит об этом не просто, а указывает на жестокосердие и немилосердие того, кто имеет возможность благотворить ближнему и не благотворит ему в нужде, говоря так: “аще брат или сестра наги будут и лишены дневные пищи, но речет им могущий благотворить: идите с миром, то какая польза?”


А апостол Павел еще яснее говорит, что не должно много надеяться на видимое благотворение, а более заботиться о стяжании милосердия... и любви к ближнему: “аще раздам вся имения и предам тело мое во еже сожещие, любве же не имам ни кая ми есть польза”.


Варсонофий Великий говорит, что если кто-либо, имея на собственную потребу, скажет просящему: “не имею”, не солжет, потому что не имеет действительно к раздаянию. Также и в Ветхозаветном Писании сказано: “благотвори требующему елико рука твоя может”.


Вообще под христианскими делами разумеется исполнение животворных заповедей Божиих, которыми исправляется сердце человека, а не просто нагие видимые дела.


При оскудении же делания заповедей приемлется смирение, растворенное покаянием, и наоборот, как показано у Исаака Сирина (с[лово] 34).


ИСПЫТАНИЯ И ИСКУШЕНИЯ


Смысл скорбей


Всегда люди жаловались на различные скорби, и напасти, и болезни... все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно.


Настоящая жизнь есть ничто иное как приготовление к жизни будущей. Как кто проведет настоящую жизнь, сообразно тому получит участь в жизни будущей — или блаженную, или злополучную.


Все христиане, особенно правоверующие, желают наследовать блаженную участь в жизни будущей. А для получения этого неизбежно понести различные скорби и болезни, по сказанному в слове Божием: “многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное”.


Люди разделяются на праведных и грешных, но ни те, ни другие не свободны от различных скорбей или болезней, как сказано в псалмах: “многи скорби праведным; многи раны грешному”.


Святой Давид первых увещевает не малодушествовать, уверяя, что от всех скорбей Господь избавит их, а вторых, то есть грешных, — увещевает не отчаиваться... если грешный с верой и упованием в покаянии будет прибегать к Господу, то получит помилование и прощение согрешений.