Закладки
+
Оглавление
Амвросий Оптинский, прп.
Советы супругам и родителям
Описание и отзывы

Нет выше дарования, как дарование смирения, как и Сам Господь говорит: “смиряяй себе вознесется”. Этого дарования ищи, к этому дарованию стремись.


После смирения второе дарование — очищение от страстей, особенно от главных: от славолюбия, от сугубого сластолюбия и тонкого любоимания; потому что за очищением души от страстей, милостью Божией последует воскресение ее и соединение с Господом, если только душа, оставив всех и все, прилепится всем сердцем и всей любовью к Единому Господу.


Но испытав любовь эту, Иоанн Богослов ясно показывает главный ущерб любви и недостаток ее, об исправлении которого всячески должно заботиться. Он говорит... “Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть” (1Ин.4,20).


Хотя тут выставлен самый грубый недостаток любви, но желающим приблизиться к Богу должно заботиться искоренять в себе и самое малое нерасположение к ближнему, ради чего и дана нам заповедь [через апостола Павла]: “благословлять гонящия ны”. И прибавил апостол: “благословите, а не кляните”. И, наконец, заключил: “аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте, ни единому же воздающе злом за зло” (Рим. 12, 14,17-19).


Чтобы достигнуть тебе такого настроения духа, молись почаще о главном лице, с которым ты благодушно не можешь встретиться, и оно от тебя убегает. Попущением Божиим это искушение обеим вам к испытанию, к познанию своей немощи и к смирению.


* * *


У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа — смирение, самоукорение и терпение, разумеется, при испрашивании помощи свыше.


Молись об этом и Царице Небесной и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской.


* * *


Много не заботься о пустяках и не сбивайся с пути к Царствию Небесному, особенно нерассудной завистью.


Ступени к смирению


В прошлый раз, поздравляя тебя со днем твоего рождения, помнится, желал тебе духовного возрождения. Теперь же, поздравляя тебя с ним, сердечно желаю тебе духовного восхождения приличными и законными степенями, от них же первая и самая главная есть познание глубокой нашей немощи душевной и телесной. Вторая законная степень есть самоукорение, то есть во всяком неприятном и прискорбном случае обвинение себя, а не других. Третья степень — благодарное терпение встречающихся и постигающих нас скорбных искушений.


От этих трех степеней рождается четвертая — начало смирения, [только при условии] если первые три были растворяемы верой и молитвенным расположением и обращением ко Господу, по предписанным правилам Церкви православной и наставлениям святых отцов, которые опытом прошли духовную жизнь и показали нам стези спасения.


Впрочем, скажу проще, — когда по ступеням, когда просто, по ровному или неровному пространству, а всегда надо стараться ходить во смирении, согласно заповедям Господним.


Господи, помози нам! Господи, укрепи немощь нашу и отврати очи наши от суеты и всего неполезного.


Иди по пути спасения


Напишу искреннее благожелание идти кратчайшим путем христианским, им же разумные достигают лицезрения Христова, а неразумные, презирая оный, лишаются сего. Святой апостол Павел в Послании к Евреям пишет: “мир имейте и святыню со всеми, без них же никто же узрит Господа”.


А как достигается не только мир, но и исполняется закон Христов, тот же апостол указывает краткую стезю... “друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов”.


* * *


Надолго не следует задумывать и заботиться о внешнем; а... должно позаботиться всячески, чтобы из самоугодия не мешать спасению ближнего, и миру его душевному, и успеху духовному...


Долг христианский — содействовать спасению ближнего, а не препятствовать. Не должно забывать о юродивых девах и того, за какие страсти они лишились чертога небесного.


Молись пока, как можешь и как умеешь, ожидая конца от Промысла Божия. Веруй, что силен Господь помиловать тебя. Он пришел не праведники спасти, но грешники призвать на покаяние, как Сам объявил в Евангелии, прибавив, что радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся.


Страх, бывающий при молитве, считай искушением от врага, который старается отвратить от молитвы всякого желающего молиться. Приступая к молитве, ограждай себя крестным знамением, и продолжай молиться, и по времени милостью Божией избавишься от этого искушения, если поменьше будешь гневаться на других и удерживать себя от осуждения.


Вкратце сказано: “многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное”. Помни это и старайся терпеть все находящее неприятное и скорбное, — прощай разумеющему и не разумеющему, по слову Господню: “оставите, и оставится вам”. Вот что значит умудряться во спасение.


* * *


Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.


Сказано во святом Евангелии: “не судите, и не судят вам: не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте, и отпустят вам” (Лк.6,37); “милости хощу, а не жертвы” (Мф.9,13). И еще: “милуяй, помилован будет” (Прит.17,5).