Закладки
+
Серафим (Параманов), иеромонах
Заповеди Божии в повседневной жизни.
Описание и отзывы

Девятая заповедь


Не произноси ни на кого ложного слова


Далеко не в самые, по выражению Ахматовой, "вегетарианские" времена для Церкви и общества, на излете сталинской эпохи, когда государственная власть вполне буквально "ела людей", от имени святейшего патриарха Московского (тогда это был Алексий I (Симанский)) исходит для последующего распространения по епархиям удивительный, можно сказать, в высшей степени христианский документ за № 1275: "от святейшего патриарха по поводу обилия поступающих отовсюду анонимных, т.е. неподписанных или подписанных вымышленным именем, доносов на духовенство или членов испол.органов. Не говоря уже о том, что само по себе наличие доносов, по признанию святейшего патриарха, - явление нездоровое, свидетельство о нездоровой атмосфере в приходских семьях, оно (доносничество) всегда несет в основе не идейную подкладку, исходя от лиц, уязвленных отречением их от выгодных мест. Так как клевете, сплетням и доносам не место в Церкви, то святейший> патриарх приказывает объявить всюду по приходам, что все такого рода (анонимные) доносы и жалобы будут оставаться без последствий..." [18]


В просторечии девятая заповедь означает - не ври, не обманывай. В том числе: не перекладывай своей вины на других; не занимайся доносительством; не пиши анонимок; не ябедничай; не наушничай; не разноси сплетен; не распространяй недостоверных и непроверенных сведений; не выдавай чужих тайн; не разглашай чужих пороков; не получай удовлетворения от клеветы одних на других; не лицемерь перед сильным... К лжесвидетельству можно отнести и нередко наблюдающуюся тягу к преувеличением, к выдумыванию удивительных случаев, историй о собственных похождениях... Можно и злую, язвительную иронию; цинизм в действиях и словах; унижение людей, которые ниже тебя по положению и находятся в твоей власти; презрение к "неудачникам", нищим, бездомным, "инородцам"... А также тягу к всевозможным "чудесам", "откровениям", "тонким видениям", не удостоверенным опытом Церкви. Сюда же можно отнести и расовую, религиозную нетерпимость; уничижение других вероисповеданий; намеренное перевирание основ вероучения.


Какое широкое пространство для самосовершенствования открывается каждому из нас в объеме девятой заповеди! Какое это высокое достоинство - жить не по лжи (как называлась одна статья А.И.Солженицына). А как "жить не по лжи"? - По любви, «ибо заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не пожелай чужого", и все другие заключаются в сем слове: "люби ближнего твоего, как самого себя"»(Рим. 13,9). Потому что любовь, как мы выше цитировали слова апостола: "не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине" (1 Кор. 13,6). В лжесвидетельстве есть ключ, открывающий это двусоставное слово "лже-cвидетельствование". Свидетель (гр. Martyros) означал у ранних христиан мученика, отдавшего жизнь за веру. Мученик, высшая степень христианского подвига, является свидетелем веры - ее доказательством, собою, на себе свидетельствуя истинность Христова учения. Продолжая ту же цепь рассуждений, можно сказать, что он; мученик, свидетель Христа - перед миром и против дьявола, который "лжец и отец лжи" (Ии.8, 44). И мученик, прежде всего свидетель любви Бога: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного" (Ин. 3,16).


Кто же тогда есть противоположность святого мученика - лжесвидетель? И как страшно, если человек лжесвидетельствует всей жизнью своей..