Закладки
+
Серафим (Параманов), иеромонах
Заповеди Божии в повседневной жизни.
Описание и отзывы

Десятая заповедь


Не желай ничего чужого и никому не завидуй ни в чем


Зависть, если вдуматься, это патология души в чем-то подобная самоубийству. Самоубийца просто вычеркивает себя из наличия в бытии, не желая что-либо перенести или с чем-то смириться. Завистник тлеет в том же состоянии, оставаясь внешне живым и здоровым. Зависть - какая-то особенно нечистая, едкая страсть. Она не "хуже", скажем, блуда, но бьет как-то особенно жестоко по самому сокровенному и сбрасывает с пьедестала, на котором мы с таким трудом утвердились. Зависть это такой внутренний "неприкасаемый запас" гордости. А гордость, гордыня, как говорят св. подвижники, - мать всех грехов. Наверное, поэтому заповедь о зависти заключает все Десятословие.


10 Заповеди, данные Господом Моисею на горе Синай, устанавливают этические нормы отношения к Богу и к человеку. Эти твердые правила жизни и еще не вполне добровольная клетка, в которую однако человек должен был добровольно поместить себя ради собственного блага и блага других. Этот закон хождения под Богом был непреложным, пока не исполнился в Другом - во Христе; "закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою" (Гал. 3, 24), - "Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога... И уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2,19-20). В конечном счете, все десять заповедей Божиих, как по мере сил мы пытались выразить сквозной темой, заключаются и раскрываются двумя "Возлюби": «"возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим; и ближнего твоего, как самого себя": иной большей сих заповедей нет» (Лк. 10,27; Мк. 12,31).


Примечания


1. Деизм (от лат. Deus - Бог) - понимание Бога как безличной первопричины мира. В деизме Бог признается первопричиной и творцом мира, но отвергается Его участие в жизни личности, общества, природы.


2. Полный цеоковно-славянский словарь. Сост. свящ. Григорий Дьяченко. М., 1993. С. 275.


3. Фудель С. И. Воспоминания. Собрание сочинении: в 3 т. Т. 1. М ., 2001. С. 96.


4. 0бращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 23 декабря 2003 г . Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.18


5. «Богородицей святым самим по себе нельзя "поклоняться, но только воздавать честь". Более того, образ почитается не сам по себе, поскольку он есть нечто соотносящееся с изображенным предметом. Священнодействия обращены к Первообразу и в этом смысле становятся поклонением. Таким образом, одно и то же священнодействие является и выражением почитания, если оно связано с образом святого, и поклонением, если оно обращено к Богу». Мейендорф Иоанн, прот. Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С.205.


6. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М, 1992. С.144.


7. В цитированном выше Обращении Святейшего Патриарха Алексия II об этом в частности говорится: "Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными коммерческими соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству св. Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать св. Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию св. мч. Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению". Указ. Соч. С.33.


8. Фудель С.И. У стен Церкви. Указ. Соч. С. 121.


9. Пользуюсь как источником современной перепечаткой с дореволюционного издания: Прот. Василий Михайловский. Полная исповедь. - СПб., 2003.


10. Шмеман Александр, протопресвитер. Литургия и жизнь: христианское образование через литературный опыт. М., 2002. С. 19-20.


11. Рукопись. Архив автора. В. М. Клеваев (1944-2002): поэт, искусствовед, переводчик.


12. Сергей Гаккель. Прот. Мать Мария. М., 1993. С. 149.


13. Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. Тронце-Сергиева лавра, 1994. С. 54-55.


14. Фудель С. И. Укав. соч. С. 56.


15. Смирнов С. Проф. Древнерусский духовник. М, 1913. С. 118,120.


16. Шевелев-Наседка Иоанн. Прот. Сын Церковный. СПб., 1994. С. 36.


17. Аверинцев С.С. Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи. Цит. по электронной версии: www.Портал-Credo.Ru.


18. Приказ архиепископа Ярославского Димитрия № 2426 от 17 августа 1949 года. Архив автора.


)