Закладки
+
Серафим (Параманов), иеромонах
Заповеди Божии в повседневной жизни.
Описание и отзывы

Четвертая заповедь


Помни день субботний ( в Новом Завете, в память Воскресения Христова, празднуется воскресенье) , чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твой, а день седьмой - Господу Богу твоему


Формально следовало бы сказать, что грехи против четвертой заповеди по списку суть следующие: редкое хождение в церковь; неупотребление свободного времени на чтение духовных книг; занятие в святые дни нескромными играми; занятия домашним хозяйством; нехристианское празднование именин; торговля по воскресным и праздничным дням; посещение театральных зрелищ; привычка долго спать в воскресный день [9]... Вроде бы, все правильно в этом или в других аналогичных перечнях "грехов", но от чего-то вызывает раздражение? Чтобы святить день воскресный - суть не в том, чтобы не пойти в театр, или не помыть полы, или не выспаться как следует. Можно не пойти ни на именины, ни в театр, но при этом нисколько не о-святитъ воскресенье. "Святить" близко к тому, чтобы оказывать почитание, родственное - почтению, уважению. Однако хоть и близко, но не то, потому что "уважение"- всего лишь хорошее слово из обыденной трехмерной реальности. А слово "святить" - имеет измерение бесконечности, оно осуществляется в направленности ко Творцу Вселенной - Богу: "Да святится имя Твое" (Мф. 6,9); "Бога святите в сердцах ваших" (1 Пет. 3,15). "Святить" - значит прославлять, возвеличивать, возносить благодарение и хвалу ("Хвалите имя Господне"). Воскресенье - это символ дня-акта, дня-события вне времени и пространства, увенчавшего творение мира и нас. Мы сотворены Богом и святим это Деяние и Дар нам. Воскресенье - это день Торжества Искупления, и мы святим в этом дне как дар Творения, так и дар Искупления. Воскресенье для каждого из нас - это день-образ, день-икона, тот самый дорогой сердцу день возвращения блудного сына к отцу, не зря называемый "малой пасхой". И он, день воскресный, действительно - пасха, исполнение обетования, центр, к которому восходит окружность прожитой недели (седмицы по церковному), - как же его не святить? И если, этому пониманию, а лучше - сердечному ощущению, не позволять померкнуть, а помогать прорасти как можно глубже (в чем настоящая задача настоящего воцерковления) - то окажется неуместным все то, что относится справедливо к перечням грехов против воскресного дня. Неуместным не по закону, а по любви. И грех - если это грех, то не против закона, а против той самой Любви, что когда-то привела сына к отцу, и еще большей против той, что заставила отца бежать навстречу, когда он был еще далеко (Лк. 15,20). И как неуместным окажется одно, то, напротив, - незаменимым, ничем иным не восполнимым, насущным окажется желание непременно быть в этот день в церкви, в церковном собрании - в соучастии в таинстве евхаристии, в со-причастии Христу Богу.


День воскресный надо святить не между двумя чашками утреннего кофе и не умозрительно, в теоретических рассуждениях. Если это желание не связано с сердечным настроем, то оно не связано ни с чем. Особенно это важно в отношении к детям, что отмечает в одной из своих работ прот. Александр Шмеман: "Посещение церковных служб должно быть с самого раннего детства дополнено домашней атмосферой, которая предваряет и поддерживает церковное настроение. Возьмем, например, воскресное утро. Как ребенок может ощутить святость этого утра и всего того, что видит в церкви, если дом наполнен шумом радио и телевидения, если родители курят и читают газеты, если царит чисто житейская атмосфера? Перед церковной службой должно быть состояние "собранности", некая тихая серьезность в доме. Лампады зажжены перед иконами, надеты чистые праздничные одежды, комнаты прибраны - так часто родители не дают себе отчета в том, что такая обстановка формирует религиозное сознание детей, накладывает отпечаток, который никакие будущие треволнения не изгладят. Накануне и в день церковного праздника, во время поста, когда мы готовимся к исповеди и причастию - дом должен быть отражением Церкви, должен освещаться тем светом, который мы выносим со службы" [10].