Закладки
+

До грехопадения и изгнания из рая первые люди не нуждались во враче, ибо они не болели, как и не нуждались в религии, ибо религии, как таковой - в ее нынешнем понимании, не существовало - Религия означает восстановление нарушенной связи человека с Богом. В раю же Адам и Ева имели непосредственное общение с Богом. Лишь после грехопадения и изгнания их из рая появилась необходимость восстановить эту нарушенную связь, и вот тогда возникает религия. Но тогда же возникают болезни, страдания, и в жизнь людей вошла смерть. С тех пор смерть - это обязательный удел человека и избежать мы ее не сможем. Но смерти предшествуют болезнь и страдание.


После грехопадения возникают и религия и медицина с целью помочь человеку в страданиях, т. е. одновременно возникает необходимость в лечении духовной болезни - греха и телесных болезней, И длительное время медицина развивалась в недрах религии, а затем стала развиваться параллельно ей и лишь сравнительно недавно она отделилась от религии. Отделилась, но не отошла. Ибо у них одни цели - помогать человеку в страданиях, только у религии свои пути и методы помощи, направленные на всего человека - на восстановление падшего, греховного человека. У медицины свои методы помощи, направленные, главным образом, на лечение болезней отдельных органов и систем. Но эти медицинские методы помощи потеряли то, что объединяет органы и системы в человека - его душу.


Задачей верующего врача является при лечении соединить воедино тело и душу, т. е. одухотворить медицину. Поэтому верующий врач гораздо лучше может помочь тяжело или безнадежно больному человеку, ибо он способен прибегнуть и к духовному врачеванию, призвав на помощь священника или частично сможет его заменить.


В последние годы много споров ведется вокруг так называемой эвтаназии. Термин этот был предложен в XV веке английским философом Ф. Бэкманом для обозначения "легкой", не сопровождающейся агонией, безболезненной смерти. В настоящее время под этим термином стали понимать намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий, по существу, о преднамеренном убийстве, неизлечимого тяжело страдающего больного, чтоб прекратить его муки.


Эвтаназия - порождение безрелигиозной морали и в христианском мире ее быть не может. Она ничего общего не имеет с христианством, хотя и преследует, на первый взгляд, благую цель: прекращение страдания больного. Но это есть убийство! Можем мы оправдывать детоубийство в утробе матери - аборт? Нет! Можем ли мы оправдать убийство больного? Нет!


Имеет ли врач право ускорить смерть безнадежно больного, тяжело страдающего больного? Большинство врачей во все времена отвечали на этот вопрос: "Нет, не имеет права".


Преднамеренно, пусть даже с благой целью, лишить человека жизни есть нарушение заповеди Божией "Не убий".


Мы можем понять нравственное состояние неверующих в Бога людей: им жалко тяжело страдающих людей и ради прекращения этих страданий они готовы убить его (пусть не прямо убить, а скажем, не оказав сознательно необходимой помощи или дав яд или сильно действующее лекарство самому больному, чтобы он сам лишил себя жизни). Кстати, в последнем случае, помимо греха убийства, врач берет на себя и грех самоубийства больного.


Разум неверующих замутнен тем, что за гробом - лишь пустота и темнота и отсутствие всяких страданий. Вспоминается случай из собственной врачебной практики. Однажды послали меня по санитарной авиации на консультацию в г. К. к девочке 14 лет, отравившейся лекарством из желания "насолить родителям", которые ее за что-то отругали. Прилетев в г. К., я увидел расположившийся перед больницей цыганский табор. Девочка оказалась цыганкой.


Осмотрев больную и обсудив ее состояние с врачами-реаниматологами, я констатировал смерть мозга. Мой разговор с врачами подслушали цыгане из табора, которые постоянно находились у постели девочки.


Узнав о безнадежном состоянии больной, они потребовали от меня срочно отключить аппарат искусственного дыхания, объясняя мне, что девочка все равно рано или поздно умрет, а им на похороны надо успеть созвать всех сородичей со всего Советского Союза - от Карпат до Сахалина.


Я стал убеждать их, что, пока человек дышит и сердце работает, за его жизнь надо бороться до конца. Они стали угрожать нам кинжалами, но мне удалось все же убедить их подождать до утра. Рано утром они вновь приступили к нам с требованием отключить аппарат. Пока я их уговаривал, они перерезали кабель, ведущий к аппарату, и девочка перестала дышать.