Закладки
+

Когда в одном лице сочетается и врач телесный и врач духовный, это особенно ценно для больного, ибо позволяет ему одновременно лечить свою главную болезнь - духовную (грех), и следствие ее - телесную. И это накладывает на врача-священника особую ответственность - двойную и делает его служение поистине бесценным. Вот почему среди врачей прошлых веков и в наше время немало святых: это и евангелист Лука, и упоминавшиеся нами врачи-бессребренники в первые века, это и "святой врач", как его называл народ, прошлого века Федор Гааз (хоть он и был по вероисповеданию - лютеранин, а по жизни - православный), и святитель-исповедник, наш современник - архиепископ Лука (профессор Вайно-Ясенецкий), недавно прославленный нашей Церковью.


Однажды авве Антонию Великому даже было открыто Богом в пустыне: "Есть в городе Александрии некто подобный тебе, искусством - врач, который избытки свои отдает нуждающимся и ежедневно поет с ангелами трисвятое". В Библии отличительным качеством богоугодных и богобоязненных врачей служит то, что они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сирах, 38,14)". (епископ Варнава, стр. 48-49). Через таких врачей Бог лечит Сам. "Мы только руки на вас возлагаем, - говорили святые Косьма и Дамиан, силою же своею ничего не можем делать. Все действие производит всемогущая сила Христа, Единого Истинного Бога, в Которого, если несомненно уверуете, тотчас же выздоровеете", (там же).


БЕСЕДА ВОСЬМАЯ


Вопрос: Вы описали воздействие на человека и его здоровье разных грехов. Но есть еще один грех, который, по видимому, имеет огромное значение для жизни и здоровья, человека: это - чревоугодие. Как он влияет на наше здоровье?


Да, совершенно верно, чревоугодие, или объедение, или обжорство - один из главных (смертных) грехов человека. Его влияние на здоровье человека особенно четко прослеживается в нашем XX-XXI веке. Иоанн Колов пишет: "Кто сильнее льва? Но и он из-за чрева своего попадает в сеть, и тогда вся его сила не служит ни к чему" .


А святой Исидор Пелусиот говорит: "пренебрегай лакомыми снедями, потому что в скором времени они обращаются в ничто, а во время вкушения имеют великую цену. Употребление их сверх потребностей теперь порой дает болезни, а в будущем подвергает ответственности на Суде" . Итак, святые отцы давно уже указывали нам на значение этого греха в развитии наших болезней.


Пища и дыхание, как и размножение - основа биологической жизни человека. Странно было бы говорить, что человеку не надо питаться, растить и добывать пищу. Если бы мы стали так утверждать, нас вправе было бы посчитать за умалишенных. Благодаря пище мы живем, развиваемся, работаем, и недаром Господь Иисус Христос дал нам молитву и научил нас молиться словами: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь". И в Ветхом Завете Бог заповедал человеку: "В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят" (Быт., 3,19): И так от рождения до смерти мы должны питать себя, чтобы сохранить свою жизнь. Это - закон биологической жизни, нарушить его - значит умереть. Но нарушить его оказывается можно, не только отказавшись от еды и этим обречь себя на медленную голодную и мучительную смерть. Нарушить его можно и тем, что мы можем заставить себя есть много или есть очень вкусные лакомые яства и этим опять же обречь себя на медленную мучительную смерть от болезней, развивающихся от обжорства и неправильного (греховного) питания (грехи чревоугодия, гортанобесия, винопития).


Еда как средство поддержания жизни очень быстро превращается в грех в высшем его проявлении - страсти, а мы уже увидели с вами, что грех ведет к болезням и страданиям. Но особенно показательное воздействие греха на наше здоровье происходит именно от чревоугодия. Пожалуй, так прямо с нашим здоровьем не связан никакой другой грех.