Закладки
+
Оглавление
Киреевский Иван Васильевич
О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (письмо к графу Е.Е. Комаровскому)
Описание и отзывы
33. Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (Schelling) (1775-1854) - нем. философ. Созданное им в перв. годы научного творчества натурфилософское учение изложено в труде "Система трансцендентального идеализма" (1800); затем Шеллинг разрабатывал "философию тождества", а с серед. 1810-х гг. постепенно перешел к так называемой философии мифологии и Откровения, носившей мистический характер. Из всех европейских философов Шеллинг оказал наибольшее влияние на развитие рус. философской мысли XIX столетия. В 1820-1840 гг. с ним встречались П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, братья Киреевские, С.П. Шевырев, Ф.И. Тютчев и многие др. И.В. Киреевский высоко ценил диалектику Шеллинга, но решительно не принимал его поздние религиозные взгляды. Отзывы И.В. Киреевского о философии Шеллинга содержатся в статьях "Девятнадцатый век" (1832), "Речь Шеллинга" (1845), "Обозрение современного состояния литературы" (1845), "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России" (1852) и "О необходимости и возможности новых начал для философии" (1856). Интересно сравнить мнения И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, писавшего о Шеллинге: "Примиритель внутреннего разногласия, восстановитель разумных отношений между явлением и сознанием, следовательно воссоздатель цельности духа, - Шеллинг дает разумное оправдание природе, признавая ее отражением духа. Из рационализма он переходит в идеализм, а впоследствии, по закону... собственного развития, ускоренного гегельянством... он переходит в мистический спиритуализм. Последняя эпоха его имеет, впрочем, значение эпизодическое еще более, чем философия практического разума у Канта, и далеко уступает ей в смысле гениальности. Первая же и действительно плодотворная половина Шеллинговой деятельности остается в важнейших своих выводах высшим и прекраснейшим явлением в истории философии до наших дней. [...] Но приобретение, добытое путем рассудочного анализа, осталось опять только в области рассудка. Отражение всего разума в рассудке (т.е. разум на последней и венчающей степени его развития...) опять заняло место полного разума, и, следовательно, рассудок сохранил один за собою значение безусловно положительное, а все другие начала откинуты подразумевательно (implicite) в область отвлеченности" (Хомяков A.C. О современных явлениях в области философии // Полн. собр. соч. М., 1861. Т.1. С.292-293).
34. Имеется в виду "Обозрение современного состояния литературы" (Москвитянин. 1845. №1, отд. "Критика". С.1-28; №2, отд. "Критика". С.56-78; №3, отд. "Критика". С.18-30). В перв. части статьи сделан краткий обзор европейской философии перв. пол. XIX века.
35. Варлаам Калабрийский (ум. 1348) монах из Калабрии (юг Италии), некоторое время живший в Византии, противник учения исихастов, отвергавший нетварность Божественного Фаворского света и насмехавшийся над исихастами, которые стремились к молитвенному соединению ума и сердца для созерцания Божественного света. На Первом Поместном Константинопольском Соборе 1341 года был признан еретиком и предан анафеме. Ересиарх уехал в Италию, где его учение было поддержано, и принял католичество, с 1342 г. - еп. Джерачейский (Калабрия). Знаменитый итал. поэт Франческо Петрарка (Petrarca) (1304-1374) брал у монаха Варлаама уроки греч. языка (летом 1342 г. в Авиньоне). У И.В. Киреевского несовпадение в датах: Академия в Неаполе была открыта в 1433 году.
36. Платон (Πλάτων) (427-347 до Р.Х.) - древнегреч. философ, основатель философской школы. Последовав было за своим учителем, Сократом, в убежденности во всемогуществе добра, но неизбежно столкнувшись со злом, Платон разработал учение о мире идей - вечных умопостигаемых прообразах реальных вещей, - мире, в котором предсуществует душа до соединения с телом и будет существовать и после смерти. По учению Платона, изложенному им в диалоге "Федон", душа связана с телом своими постыдными сторонами - страстной и пожелательной. Они, подобно оковам, препятствуют восхождению души в идеальный мир.
37. Следует отметить, что расцвету европейского Ренессанса хронологически соответствует расцвет исихастского движения на православном Востоке. В центре интеллектуальных и духовных исканий двух этих явлений стоял вопрос о цели и назначении человека. Если для Ренессанса характерно противопоставление духа и материи, то исихазму свойственно стремление к их соединению. В этом контексте споры монаха Варлаама со сторонниками свт. Григория Паламы о природе Фаворского света предстают как противостояние католического и православного мировоззрений, определившее их дальнейшее развитие. Из святых отцов этого времени наиболее известны прп. Григорий Синаит, духовный наставник свт. Григория Паламы, и свт. Каллист Первый.