Закладки
+
Оглавление
Киреевский Иван Васильевич
О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (письмо к графу Е.Е. Комаровскому)
Описание и отзывы
Тогда возможна будет в России наука, основанная на самобытных началах, отличных от тех, какие нам предлагает просвещение европейское. Тогда возможно будет в России искусство, на самородном корне расцветающее [47]. [О современном состоянии искусства и о характере его будущего развития было еще в 1845 году высказано несколько глубоких мыслей А.С. Хомяковым в его статье "Письмо в Петербург", напечатанной во 2-м №№ "Москвитянина" того года, но тогда воззрение это было, кажется, еще преждевременно для нашей публики, ибо литература наша не отозвалась на эти живые мысли тем ответом, какой бы должно было ожидать от нее при более сознательном расположении умов.] Тогда жизнь общественная в России утвердится в направлении, отличном от того, какое может ей сообщить образованность западная.
Однако же, говоря: "Направление", я не излишним почитаю прибавить, что этим словом я резко ограничиваю весь смысл моего желания. Ибо если когда-нибудь случилось бы мне увидеть во сне, что какая-либо из внешних особенностей нашей прежней жизни, давно погибшая, вдруг воскресла посреди нас и в прежнем виде своем вмешалась в настоящую жизнь нашу, то это видение не обрадовало бы меня. Напротив, оно испугало бы меня. Ибо такое перемещение прошлого в новое, отжившего в живущее было бы то же, что перестановка колеса из одной машины в другую, другого устройства и размера, - в таком случае или колесо должно сломаться, или машина. Одного только желаю я, чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении Святой Православной Церкви, вполне проникнули убеждения всех ступеней и сословий наших, чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своею полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие и чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей нашей православной России... [48]
1852 год
Комментарии Л. Копылова и Н. Лазаревой
Комментарии
Перв. публ. с цензурными сокращениями и исправлениями: Московский сборник. М., 1852. Т.1. С.1-68. Без цензурной правки опубликовано: Киреевский И.В. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1911. Т.1. С.174-222. Публ. по указ. изд.
Статья написана в форме открытого письма к графу Егору Евграфовичу Комаровскому (1802-1875), с которым Ивана Васильевича Киреевского (1806-1856) со времен юности связывали многолетние дружеские отношения, общие литературные и историософские интересы.
Е.Е. Комаровский жил в Петербурге, служил в Комитете цензуры иностранной, был женат на Софии Владимировне Веневитиновой, сестре Веневитиновых, друзей И.В. Киреевского.
В петербургском доме Комаровских, а также на их охтинской даче И.В. Киреевский останавливался, когда приезжал навестить своего сына Василия.
Вскоре по выходе "Московского сборника" на статью И.В.Киреевского с живостью откликнулись его единомышленники и оппоненты. Среди них: И.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, Ю.Ф. Самарин, Н.Г. Чернышевский. Гр. Е.Е. Комаровский ответил на статью частным письмом (см.: Русский архив. 1896. Кн.1. Вып.3. С.464-470). Известны замечания П.Я. Чаадаева, друга и постоянного оппонента автора (см.: Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избр. письма: В 2 т. М., 1991. Т.1. С.559-560). Наиболее подробный разбор сочинения И.В. Киреевского был сделан А.С. Хомяковым в статье "По поводу статьи И.В. Киреевского 'О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России'" (см.: Хомяков A.C. Полн. собр. соч.: В 4 Т. 2-е изд. М., 1878. Т.1. С.195-260). Хомяков, восхищаясь тонким анализом развития западноевропейского общества, сделанным его другом, дополняет этот разбор своими представлениями о различии греч. и рим. античности, исследуя причины возникновения протестантизма. Во вт. части своей статьи Хомяков подвергает критике взгляды Киреевского на древнерус. государственность, предполагая причину государственных нестроений в противоборстве дружины, как силы объединяющей, и земщины, как силы, стремящейся к обособлению.
1. "Московский сборник" был издан на средства А.И. Кошелева под ред. И.С. Аксакова весной 1852 года. Фактически это было перв. самостоятельное изд. московских славянофилов. В нем поместили свои статьи братья Киреевские, А.С. Хомяков, А.И. Кошелев, С.М. Соловьев, братья Аксаковы, И.Д. Беляев. Цензор "Московского сборника" кн. Владимир Владимирович Львов также был близок к кругу славянофилов благодаря своему сотрудничеству в журнале "Москвитянин" (в 1840-е). В силу вообще подозрительного отношения правительства к славянофилам и особенно в связи с их изъявлениями братской любви к угнетенным славян, народам, после выхода сборника на всех его участников и цензора обрушились карательные меры. Так, вт. том "Московского сборника" был запрещен, И.С. Аксаков лишен права редактирования, кн. В.В. Львов получил выговор и ушел в отставку. С И.В. Киреевского, К.С. и И.С. Аксаковых, А.С. Хомякова была взята подписка об обязательном представлении рукописей в Главное управление цензуры на предварительную цензуру.