Закладки
+
Оглавление
Киреевский Иван Васильевич
О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (письмо к графу Е.Е. Комаровскому)
Описание и отзывы
27. Готфрид Вильгельм Лейбниц (Leibniz) (1646-1716) - нем. философ, математик и филолог. Наиболее законченный очерк его философской системы изложен в труде "Монадология" (1714). Согласно Лейбницу, мир состоит из бесконечного числа монад - идеальных сущностей, простых и неделимых. Многообразие мироздания предопределено иерархией монад, высшей монадой является Бог. Монады не взаимодействуют между собой, но тем не менее находятся в единстве благодаря "предустановленной гармонии": так разные часы, работая синхронно, показывают одно и то же время.
28. Дэвид Юм (Hume) (1711-1776) - англ. философ, историк и экономист. Его главная философская работа - "Трактат о человеческой природе" (1734-1737). Развивая концепцию чувственного опыта как соотношения первичных и вторичных восприятий, Юм довел эмпирическую философию до ее логического конца: ничего не принимая на веру, но изыскивая любые указания, которые можно было получить из опыта и наблюдения, философ пришел к выводу, что таким путем нельзя познать ничего. Понятие о существовании причинно-следственных связей между явлениями, по мнению Юма, есть лишь плод человеческого опыта (логической ошибки).
29. Фрэнсис Бэкон (Bacon) (1561-1626) англ. философ и общественный деятель. Трудом всей его жизни было сочинение "Великое восстановление наук" (1620-1623). Считая, что только с помощью науки человек станет владычествовать над природой, Бэкон полагал основание и философии в опытном познании. Он утверждал, что философия должна быть отделена от теологии, не переплетаться с нею, как это произошло в схоластике, а зависеть только от разума.
30. Джон Локк (Locke) (1632-1704) англ. философ и политический мыслитель, идеолог Английской буржуазной революции 1688-1689 годов. Социально-политические воззрения Локка основаны на теории естественного права и общественного договора. Его философские взгляды изложены в труде "Опыт о человеческом разуме" (1690). Локк - основоположник эмпиризма, согласно которому человеческое знание основывается не на врожденных идеях, а исходит непосредственно из опыта; опыт в свою очередь опирается на ощущения и их восприятие душой человека.
31. Иммануил Кант (Kant) (1724-1804) нем. философ, родоначальник нем. классической философии. Своими учителями считал Лейбница и Юма; под влиянием последнего Кант отошел от догматического рационализма. Наиболее важными сочинениями Канта являются "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788) и "Критика способности суждения" (1790). Фундамент всех трех "Критик" есть учение о "вещах в себе" - явлениях и вещах внешнего мира, которые, будучи непознаваемы, только дают материю ощущений. Человеческое сознание упорядочивает эти ощущения в пространстве и во времени и доставляет понятия, посредством которых постигается опыт. Разум человеческий ничего выше опытного познать не может и, следовательно, не может иметь твердых доказательств бытия Божия.
32. Иоганн Готлиб Фихте (Fichte) (1762-1814) - нем. философ, последователь И. Канта, не принявший, однако, кантовскую идею "вещи в себе". Основные философские идеи Фихте изложены им в труде "Основа общего наукоучения" (1794), который представляет собой курс лекций (читанных в Йенском университете), дополнявшийся им в течение всей жизни.