Закладки
+
Оглавление
Сергей Булгаков, прот.
Судьба Израиля как крест Богоматери
Описание и отзывы
Воплощение Сына Божия — «Слово плоть бысть» (Ио. 1, 14) — соединило Его со всем человечсским родом без всякого ограничения и исключения. Однако оно соверши-лось в истории, в определенном месте и времени, чрез посредство «избранного», к тому приуготовленного в церк-ви ветхозаветной народа. Христос есть «сын Давидов, сын Авраамов», родословная которого проводится, по Матфею, от Авраама до «Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос». (Мф. 1, 1, 16). Эта же генеа-логия излагается у Луки в восходящем порядкс: «Иисус... был, как думали, сын Иосифов... Адамов, Божий». (Лк. ІІІ, 23—28). И эта кровная связь с Израилем, запечатленная в генеалогии, раскрывается в Евангелиях как изначальная обращенность Христа именно к Израилю: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». (Мф. ІУ, 24). Им он проповедовал Царство Божие, в их среде творил чудеса и учил их Сам и чрез учеников Своих. Он «пришел к своим, и свои Его не приняли». (Ио. 1, 11). Между Ним и Израи-лем назревает внутренний разрыв, который завершается открытой враждой с преданием Его на смерть, воплями: «распни, распни Его». Этот разрыв причиняет собою Господу глубокое страдание, как Он и Сам свидетельствует о том, вместе с призыванием праведного суда на него: «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до Захарии, сына Варахиина, ко-торого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, (что) все сие придет на род сей, Иерусалиме, Иерусалиме, избивающий пророков и камнями побиваю-щий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется дом ваш пуст». (Мф. ХХІІІ, 35—38; Лк. ХІІІ, 34—35). Посему в борение Гефсиманское включается и эта скорбь Христова о своем народе, но как бы в ответ на нее раздается то страшное, роковое слово ис-ступления, всегда памятное: Пилат сказал: «неповинен я в крови Праведника Сего, смотрите вы. И, отвечая, весь на-род сказал: кровь Его на нас и на детях наших». (Мф. ХХУІІ, 24, 25). И как бы в ответ на это слово, на крестном пути, когда «шло за ним великое множество народа и жен-щин, которые плакали и рыдали о Нем, Иисус, обратив-шись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неро-дившие, и сосцы непитавшие». Тогда начнут говорить го-рам: «падите на нас» и холмам: «покройте нас». (Лк. ХХІІІ, 27—30). Это было скорбное прощание со Своим на-родом, который сам обрек себя на великие испытания на протяжении всего своего исторического пути до наступле-ния того вожделенного часа, который тогда же проречен был Христом: «сказываю вам: вы не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: «благословен Грядый во Имя Гос-подне». (Мф. ХХІІІ, 39; Лк. ХІІІ, 35). 06 этом же пророче-ствуст ап. Павел, сам иудей из иудеев, израильтянин от семени Авраамова (Рим. ХІ, 25): «не хочу оставить вас, братья, в неведении о тайне сей... что ожесточение про-изошло в Израиле отчасти, (до времени) пока войдет пол-ное число язычников. И так весь Израиль спасется... ибо дары и призвание Божие непреложны». (25—6, 29).