Закладки
+
Оглавление
Сергей Булгаков, прот.
Судьба Израиля как крест Богоматери
Описание и отзывы
Прсчистая воскресла и вознесена на небо одесную Сына Своего, но в Успении Своем Она «не оставила ми-ра». Она осеняет его молитвенным Своим омофором, состраждет с ним, есть утешение «всех скорбящих». Кре-стоношение Богоматери не прекратилось и в славе Ее. Это верование составляет великое христианское упование, но в него необходимо должна быть включена и сострада-тельная любовь Ее к Своему народу, вопреки продолжаю-щейся его жестоковыйности в отношении ко Христу, в трагических судьбах его истории. И то и другое есть крест-ная скорбь Богоматери. Отдельные его черты по справедли-вости могут, конечно, и не вызвать сочувствия, ибо не пришло еще время для его христианского возрождения, но надо всегда помнить, что Израиль дал церкви патриархов, пророков, апостолов, то есть всех тех, кто явился ее осно-ванием, был послан Христом поучать и крестить «все язы-ки». И народ этот не только был, но и остается избран-ным, ибо «дары и избрание Божие непреложны», по слову ап. Павла (Рим. ХІ, 29). Это должны помнить и знать и теперешние его хулители, если только они сами не отрица-ют веры во Христа и почитания Пречистой Его Матери.

Здесь мы приближаемся к последней тайне, о которой говорит ап. Павел, — к обращению Израиля (26). В чем же эта тайна? Нам она не открыта. Однако остаются благочестивые домыслы, имеющие для себя и известную убедительность и даже и очевидность. Такая очевидность связа-на с нашим общим упованием о предстательстве Богомате-ри. Может ли совершиться дело «спасения всего Израиля», духовное его воскресение, помимо Той, ради которой и со-вершилось его избрание для того, чтобы послужить делу боговоплощения? «Не оставившая мира «Богородица» ос-тавляет ли молитвенной помощью и попечением то древо, от которого Она Сама возросла на земле, чтобы вознестись в небо? Есть ли Ее действенная к тому помощь? Достаточно только поставить такой вопрос, чтобы увидеть, что это есть именно так и иначе быть не может. Если Бог Авраа-ма, Исаака и Иакова, всех ветхозаветных праотцев и про-роков, Предтечи и апостолов внемлет молитве, произносимой ими в народе своем, то во главе сего молитвенного сонма предстоит Богу «в молитвах неусыпающая Богороди-ца», и этим предстательством совершается еще нам неведо-мая тайна «спасения всего Израиля в его обращении ко Христу». Ибо так заключает апостол пророчественное свое обетование — «они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заклю-чил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства, премудрости и разума Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. ХІ, 31—33).