Закладки
+
Оглавление
Александр Лебедев, прот.
О безбрачии и монашестве епископов (историко-канонический очерк)
Описание и отзывы
В настоящее время на Православном Востоке кандидаты епископства фактически, как известно, не являются лицами, принимавшими монашеское пострижение, хотя, как облекаемые все без исключения в рясофор, в церковно-народном сознании и могут быть рассматриваемы таковыми. Впрочем, и здесь необходимо помнить, что Российский Церковный Поместный Собор 1918 года, как уже было в своем месте отмечено, проводил определенную грань между епископами монашествующими и епископами из облеченных в рясофор, называя последних "не имеющими монашеского пострига" ("Определения", вып.IV, стр.32).

Таков голос истории.

2) В зависимости от этого голоса истории складывалось по данному вопросу и церковное законодательство. Судьбу епископства, как говорит историк-канонист (см.: Профессор Н.К.Соколов. "Из лекций по каноническому праву". Цит.изд. С.348-349), Церковь никогда не могла неразрывно связывать с судьбою монашества: поэтому в Церкви и не могло быть и действительно не было ни одного закона, повелевавшего избрать и поставлять в епископа исключительно из лиц монашествующих. "Монашество, - справедливо указывает и епископ Иоанн в своем сочинении "О монашестве епископов" (стр.23, почаевское издание), - во всяком случае есть дело доброй воли, поэтому, как дело не обязательное ни для кого, оно может подвергаться случайностям, может и умножаться в Церкви и сокращаться, может и совсем прекращаться на более или менее продолжительное время. Но епископство должно быть в Церкви всегда неизменно, до скончания века: как же можно было бы основать его на такой почве, каково монашество и под.".

Вот почему судьбу епископства Церковь никогда не связывала и не могла связывать канонически неразрывно с монашеством.

Поучительно привести по данному вопросу замечания приснопамятного святителя Московского Филарета, проредактировавшего в рукописи, как указано, книгу епископа Иоанна "О монашестве епископов". Приснопамятный святитель, сам истый монах, значительно умалял крайние выводы своего ученого Преосвященного послушника Иоанна. Вот, например, замечания и исправления митрополита Филарета. На листе 13-м рукописи Преосвященный Иоанн писал: "Епископ должен быть связан положительными обетами, следовательно, должен быть инок". Митрополит Филарет замечал: "Не вполне верно заключение. У него и кроме сего, и без сего есть положительные обеты: архиерейская присяга". На листе 13-м, оборот, Преосвященный Иоанн говорит, что "епископство и монашество совпадают по своей внутренней природе", и под. Митрополит отвечал: "Из особенного возвышенного характера сана и служения епископского в Церкви верно заключение о том, что он должен быть чужд как вообще мирских уз, так и уз брака и семейства, но не необходимо заключение о том, что он должен быть монах. В первые века христианства, когда монашество еще не образовалось, а был только аскетизм, были епископы в высшей степени выражавшие в себе и в своей деятельности идеальный возвышенный характер епископства". На листе 29 Преосвященный Иоанн говорил, что "святость в понятии народа непременно связана с монашеством", митрополит замечал: "Не совсем верно". О листе 28 рукописи епископа Иоанна митрополит Филарет отозвался: "Слишком большая тень брошена на отношение народа к приходской церкви и духовенству. Он, народ, больше приходской церкви любит монастырь, его древнюю святыню, его благоговейное и благолепное священное служение, но нельзя сказать, что не любит приходскую церковь", и тому подобное (см.: "Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета" у архиепископа Саввы, т.IV, цит.изд., стр.115-416). Здесь следует отметить случаи святительских хиротоний безбрачных лиц без предварительного пострижения их в монашество в истории и русской церковной практике (см. о сем: Горский прот. "О монашестве епископов", цит.соч., стр.365-375; Церковный Вестник, 1905, №49, стр.1540 и далее).

3) Обязательное постановление иноческого пострижения в качестве непременного условия епископской хиротонии не требуется, наконец, и практическими интересами церковного домостроительства. Оно, это обязательное постановление иноческого пострижения в качестве непременного условия епископской хиротонии, поставило бы некоторых совершенно достойных кандидатов епископства, не смешивающих понятий "аскетизма" как общего обозначения основ духовной жизни и "монашества" как известного уже вида самого аскетизма, - в безысходное положение и было бы в своем роде непреодолимым препятствием для их совести.