Закладки
+
Лопухин Александр Павлович
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Исход
Описание и отзывы

4 - 5 Справедливость заставляет относиться и к врагу, как к брату (Втор 22.1–4). Эта мысль и поясняется двумя примерами помощи врагу в бедствии, причем во втором случае помощь требует уже больше самоотвержения, так как гораздо труднее работать вместе с врагом в его интересах («развьючь вместе с ним» — ст. 5), чем помочь врагу в его отсутствие (ст. 4).

6 Судя по еврейскому «шафат», употребляемому для обозначения деятельности судьи, требование данного стиха предъявляется уже не свидетелям, а судьям. Они извращают дело нищего в том случае, когда принимают во внимание ложные показания свидетелей и произносят несправедливые приговоры (Втор 27.19; Исх 10.12; Иер 5.28). Хотя права каждого, и богатого, и бедного, не должны быть нарушаемы на суде, но о бедном говорится потому, что бедному легче пострадать на суде, чем богатому.


7 По связи речи ясно, что под неправдой нужно разуметь намеренно неправильное постановление приговора. Избегать сознательно несправедливых приговоров тем большая обязанность судьи, что они приводят невинных к смерти, которая не остается ненаказанной (Втор 27.25; Притч 17.26; Иер 7.6–7).

8 Принятый от тяжущегося подарок невольно вызовет к подсудимому такое расположение, при котором судья утратит способность правильно рассмотреть дело. Взятки заставляют не видеть неправды там, где она есть (Исх 33.15), и правды там, где она несомненна. Они ослепляют глаза даже мудрых (Втор 16.19; Сир 20.29) и в результате прекращают дело правых, — у правого отнимают законное (Мих 7.3).


9 Повеление: «пришельца не обижай» не составляет повторения Исх 22.21. Там речь шла об отношениях между собой частных лиц, здесь о судебном разбирательстве. Пришельцы, как подчинившиеся в известном отношении законам народа еврейского, и должны быть рассматриваемы с точки зрения этих законов: «один суд должен быть для еврея и для пришельца» (Втор 1.16; Втор 24.17; Втор 27.19).


10 - 11 Продолжением субботнего недельного покоя является покой в седьмой субботний год. Необрабатываемая в это время земля восстановляла свои естественные силы, истощенные предшествующей шестилетней работой. Все выросшее на ней без содействия отдельных личностей (Лев 25.5) являлось общим достоянием и потому было предметом свободного пользования со стороны неимущих.

12 Закон о субботнем покое преследует цель восстановления сил утомленного шестидневной работой раба и скота.

13 Праздничные времена, бывшие для евреев благодеянием, должны были напоминать народу о виновнике их установления — Боге, причем благодарность за благодеяние естественно приводила к точному исполнению Его повелений, исключающему возможность мысли о других богах.

14 Почитание Всевышнего должно найти свое выражение не в одном устном исповедании Его Богом истинным, но и в троекратном в течение года праздновании Ему. Три ниже перечисляемые праздника имеют ближайшее отношение к жизни евреев, как народа земледельческого.


15 Праздник опресноков, первым днем которого было 15-е авива (Лев 23.6), совпадал с началом жатвы (ibid. ст. 10; Втор 16.9), и потому в благодарность за новопоспевший хлеб и для снискания благоволения Божия на второй день его совершалось возношение пред Господом снопа из начатков жатвы (Лев 23.10,11) и с этого же времени разрешалось вкушение нового хлеба (ст. 14).

16 Праздник жатвы новых плодов труда народа еврейского (Лев 23.16), праздник седмиц (ibid. ст. 15; Втор 16.9), или пятидесятница, был праздником «начатков жатвы пшеничной» (Исх 34.22). Начатки этой последней, два кислые хлеба, испеченные из лучшей новой муки, приносились Господу, как первый плод (Лев 23.16–17). Праздник собирания плодов в конце года (Исх 34.22), или праздник кущей (Втор 16.13), продолжавшийся семь дней (Лев 23.34; Чис 29.12), был временем веселья и благодарения Бога за божественное благодеяние, наглядное проявление которого еврей видел в собранных плодах (Втор 16.15).


17 Так как земледельцы видели в перечисленных праздниках проявление благодетельной руки Божией, то для исповедания владычества Господа они и собирались пред «лице Его» (Втор 16.16), т. е. в скинию. Являлся мужеский пол; на нем лежал труд обработки земли, и поэтому он имел более оснований и побуждений прославлять давшего урожай; но его присутствие не исключало явления на эти праздники и женщин (1Цар 1.3 и д.).

18 - 19 Три частные предписания, относящиеся к трем годичным праздникам.