Закладки
+
Оглавление
Григорий Богослов, свт.
Слово 42. Прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов
Описание и отзывы
Но как скоро Бог, Который делает нищим и обогащет, умерщвляет и оживляет (1Цар.2:6.7), и единым хотением творит все и претворяет (Ам.5:8), творит из ночи день, из зимы весну, из бури тишину, из засухи обильный дождь, и все это часто после молитвы одного праведника весьма долго гонимого, - как скоро Бог смиренных возвышает, а нечестивых унижает до земли (Пс.146:6), изрек Сам в Себе это слово: я видел страдание Израиля (Исх.3:7), и его не будут изнурять работой над глиной и кирпичами (Исх.1:14), и изрекши посетил, и посетив спас, и вывел народ Свой рукой крепкой и мышцей высокой, рукой Моисея и Аарона, избранных Его; тогда что последует за этим, какие чудеса творятся? Они сохранены в книгах и памяти людей. Ибо, кроме чудесных событий на пути, и великой о том молвы (Нав.2:11), чтобы сказать, как можно короче, Иосиф один пришел в Египет, и через некоторое время шестьсот тысяч человек выходят из Египта. Что этого чудеснее? Нужно ли большое доказательство высокой премудрости, когда Бог из самых непроходимостей благоволит дать свободный выход? Через одного, которого возненавидели, земля обетованная разделяется по жребию; проданный переселяет народы, а сам воздвигается в великий народ, и малая эта отрасль делается виноградом ветвистым (Ос.10:1), столь обширным, что доходит до рек, простирается до моря, расширяется далее и далее за пределы, покрывает горы величием славы, превышает кедры, и даже горы и кедры Божии (какие бы горы и кедры ни надлежало здесь понимать (Пс.79:11.12).

Такова была некогда паства эта, и такой сделалась ныне - столь благоустроенной и расширенной! И если она несовершенна, то через постепенные приращения восходит к совершенству; а я предрекаю, что и будет восходить. Это предвещает мне Дух Святой, ежели и я имею сколько-нибудь пророческого дара, могу видеть вперед, по предшествовавшему надеяться о будущем, и знать его по умозаключению, как воспитанник Слова. Ибо гораздо было необычайнее из прежнего состояния прийти в настоящее, нежели из настоящего достигнуть верха славы. Если, по гласу Животворящего мертвых, стали уже сближаться кость с костью, и сустав с составом, и сухим костям дан дух жизни и возрождения (Иез.37:7), то хорошо знаю, должно совершиться и полное воскресение. Да не возносятся в мятежники (Пс.65:7), да не думают, что обладают чем-нибудь, ловя тень или сновидение по пробуждении (Пс.72:20), или мимолетный ветер, или след корабля на воде. Да рыдает кипарис, ибо упал кедр (Зах.11:2).Пусть вразумятся бедствиями других и узнают, как не забывает вопля угнетенных (Пс.9:13), и, как говорит Аввакум, во исступлении рассечь главы сильных (Авв.3:14) не замедлит Божество рассекаемое и худо разделяемое не начальственное и подначальное, причем особенно оскорбляется и Божество, низводимое до твари, подавляется и тварь равночестием с Божеством.