Закладки
+
Оглавление
Григорий Богослов, свт.
Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому
Описание и отзывы
А Георгий, не видя уже ни от кого противодействия, обходит Египет, покоряет силе нечестия Сирию, захватывает, насколько мог, и Восток. Как ручьи принимают в себя все стоки, так и он собирает к себе все немощное, - нападая на людей более легкомысленных или робких; овладевает простотой царя [10] (так назову его легковерие, уважив усердие к Вере, потому что, если говорить правду, он имел ревность, но не по разуму (Рим.10:2); и как всюду пролагало ему путь достояние нищих, употребляемое на худые дела, - подкупает некоторых вельмож - более златолюбивых, нежели христолюбивых, особенно же между ними людей женоподобных, мужей по имени, не имеющих в себе ничего мужского, сомнительных родом, но отъявленных нечестием [11], которым римские государи, поверяя дела женские, не знаю как и почему, вручают вместе и дела мужские. Так усилился этот служитель лукавого, сеятель плевел, предтеча антихристов. Вместо языка употреблял он красноречивейшего из тогдашних епископа (если угодно назвать красноречивым этого не столько защитника нечестия, сколько нашего врага и состязателя; о имени его умолчу охотно); а сам служил своему скопищу вместо руки, и истину ниспровергал золотом, которое собиралось на дела благочестивые, но злонамеренными людьми обращаемо было в орудие нечестия. Следствием этого преобладания был собор, составленный прежде в Селевкии, во храме святой и доблестной Девы Феклы, а потом в этом великом городе [12]; и городам, славившимся прежде доблестями, дал именитость делами позорными этот столп Халанский (Быт.10:10.11,2-9), благовременно разделивший языки (о если бы разделил и их языки, потому что согласие у них на зло!), - это Каиафино соборище, на котором осуждается Христос, - или как иначе должно назвать этот собор, все извративший и приведший в замешательство. Он разрушил древнее и благочестивое исповедание Троицы, подкопав и как бы стенобитными орудиями потрясши Единосущие, а вместе отверз дверь нечестию неопределенностью написанного, под предлогом уважения к Писанию и употреблению давно принятых наименований, в действительности же, чтобы вместо них ввести неписаное (άγραφον) арианство. Ибо слова: подобен по писаниям [13], для простых служили приманкой, покрывавшей уду нечестия, - изображением, которое смотрит в глаза всякому мимоходящему, - обувью, сшитой на обе ноги, - веянием при всяком ветре (Сир.5:11). Он основывал права свои на новописаном злоухищрении [14], на клевете против истины; ибо они были мудры на злые дела, но не умели делать добра. Отсюда то хитро придуманное осуждение еретиков, которых они отлучили на словах, чтобы замысел свой сделать привлекательным, а в самом деле выставляли только на вид, обвинив не за тяжкое несчастие, а за чрезмерную охоту писать [15]. От этого непосвященные стали судьями преподобных, произошло новое смешение, - в собраниях народных рассматриваются предметы священно-таинственные; от этого незаконное исследование жизни [16], наемные доносчики и суд по договору; одни несправедливо свергаются с престолов, другие возводятся на их место, и у этих как чего-то необходимого требуют рукописании нечестия, и чернила готовы и доносчик подле. Этому подверглись весьма многие из нас, даже люди самые твердые; они не мыслью пали, но согласились на письме, вступили в единение с лукавыми и в мыслях, и на письме, и сделались причастниками, если не огня, то по крайней мере - дыма.