Закладки
+
Оглавление
Григорий Богослов, свт.
Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому
Описание и отзывы
4. Как родившийся в Каппадокии, из которой происходил некто Георгий, один из врагов Афанасия, о котором будет говориться в продолжение Слова.
5. Григорию, который, по изгнании св. Афанасия арианами, был избран архиепископом Александрийским, но сведен с престола арианами и замещен Георгием Каппадокийцем.
6. Ариане, из ненависти к св. Афанасию, у кого-то живого или мертвого отсекли руку и, представив ее в суд, клеветали на святого, что он отсек эту руку у одного умерщвленного им александрийского клирика Арсения и посредством ее производил чары. Между тем Арсений удален был арианами из города. Но когда дошла до него весть о том, в чем обвиняют Св. Афанасия, - немедленно явился в суд и изобличил лжецов.
7. Афанасия.
8. То есть дьявол.
9. Созерцательной и подвижнической жизнью.
10. Констанция.
11. Георгий дорогими подарками привлек на свою сторону евнуха Евсевия, главного начальника при императорском дворе и явного арианина.
12. В Константинополе.
13. Слова символа арианского.
14. По объяснению Никиты, Констанций, по внушению ариан, написал, что слово: "подобный" значит то же, что "единосущный", а потому не вредит благочестию, если кто употребляет то или другое слово. Ариане воспользовались этим против истинного учения.
15. Так на Константинопольском соборе арианами осужден был сирианин Аэтий за тщеславие и за чрезмерную наклонность к спорам в сочинениях Theodorit. Histor. Eccl. I.2 C.28.
16. То есть исследование жизни епископов людьми мирскими.
17. Констанций.
18. Георгия Каппадокиянина.
19. Не воспрепятствовал, когда мог, умерщвлению брата Константина, и сам велел умертвить Юлианова брата Галла.
20. Юлиана.
21. Георгия-еретика.
22. Александрийские граждане, умертвив Георгия, разрубили тело его на части и возили по городу на верблюде. Замечательно то, что Юлиан в письме к александрийцам (у НикиФора кн.10, гл.7), изъявляя гнев свой на них за такой поступок, не упоминает об участии в нем христиан; а св. Епифаний (Том.1, кн.3) явно приписывает его язычникам; да и Марцеллин (кн.21) потому только заключает о согласии на это христиан, что они не воспрепятствовали язычникам.
23. Св. Афанасий.
24. Александрии.
25. Дьявола.
26. Юлиана.
27. Иовиниан.
28. То есть или символ Веры, известный под именем Афанасиева, или исповедание, представленное Афанасием Иовиниану, о котором смотр. у Феодорита Церк. Истор. Кн.4 гл.2 и 3.
29. По другим чтениям вместо неписаный (άγραφον) читается (έγραφον) письменный. В обоих случаях разумеется арианское вероучение.