Закладки
+
Лопухин Александр Павлович
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Левит
Описание и отзывы

6 - 13 Посвящение обнимает 4 главных акта. Первый акт — омовение водой (ст. 6, кн. Исх 29.4), вероятно, всего тела, как требовалось от первосвященника в день очищения (Лев 16.4), а не простое омовение рук и ног, которое требовалось пред совершением каждого священного действия (Исх 30.19–21). Означая удаление не физической только, но и нравственной нечистоты посвящаемых, омовение это было отрицательным моментом посвящения и вместе предъизображением высочайшей, абсолютной святости Первосвященника новозаветного (Евр 7.26). Второй акт — облечение Аарона во все священные одежды, сану первосвященника присвоенные (Исх 28), — символ церковно-общественного служения, в которое отныне первосвященник вступал (ст. 7–8; см. Исх 29.5,6); равным образом по той же причине и с тем же значением облечены были в соответствующие священные одежды и сыновья Аарона — священники (ст. 18, см. Исх 29.8,9). Третий акт — помазание священным елеем (о приготовлении которого говорится в Исх 30.23–25) сначала скинии и всех ее принадлежностей (ст. 10–11, см. Исх 30.28–29) — для освящения этого дела рук человеческих на служение Богу, а затем и помазание Аарона и сынов его (ст. 12, см. Исх 28.41; Исх 29.7; Исх 30.30; Исх 40.13–15). О помазании последних в данном месте не упомянуто (ст. 13). Но из Исх 30.30 (ср. Лев 7.36; Лев 10.7) и особенно Исх 40.13–15, видно, что и над священниками, по крайней мере, при установлении священства по закону, помазание совершено было: «помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их» (Исх 40.15; cp. Лев 7.36). И текст библейский, и традиция иудейская отличают, впрочем, помазание Аарона от помазания священников, сынов Аарона. Первое состояло прежде всего в возлиянии (евр. lazag) елея на голову Аарона в обильном количестве (ср. Пс 7.2) и уже затем в помазании (maschach) — вероятно лица и одежды. Помазание же (maschach) священников состояло только в последнем действии и преданием понималось в смысле начертания на лбу каждого подобия буквы греч. χ (Маймонид) или евр. каф (к, по Абарбанел.). Но и высшее помазание Аарона, и низшее — сынов его — одинаково служило символом преподания им благодати Св. Духа (ср. 1Цар 10.1–6; 1Цар 16.13,14; Пс 61.1), необходимой им ввиду чрезвычайной важности и ответственности их служения. Четвертый и последний акт посвящения — жертвоприношение от посвящаемых (от. 14–30, см. Исх 29.10–28). Принесены были в жертвы за грех (ст. 14–17), во всесожжение (ст. 18–21) и специальная жертва посвящения (ст. 22–30). В жертву за грех первосвященника (вместе с сыном его) берется, согласно предписанию Лев 4.3, телец, и весь обряд в целом согласуется с узаконением Лев 4.3–12, касательно жертвы за грех первосвященника. Есть, однако, и различие. Если в Лев 4.3 и д. разумеется определенный факт греха первосвященника уже посвященного, то здесь, при посвящении святилища и служителей его, имеется в виду общая греховность последних, и так как одновременно освящается и скиния, то жертвенною кровью помазываются роги только жертвенника всесожжении (этого центра ветхозаветного жертвенного культа), а не роги алтаря кадильного, и не совершается кропления кровью пред некою (в отношении кровекропления жертвоприношение за грехи Аарона, и сыновей приближается, таким образом, к жертве за грехи мирян, Лев 4.25,30). Все мясо с кожею было сожжено вне cтана согласно с Лев 4.12: посвящаемые не могли есть жертвы за их грех, а Моисей, совершитель жертвы на сей раз, не был священником и потому тоже не имел права вкушать ее.

18 - 21 Во всесожжение принесен был баран, во всем согласно предписанию Лев 1.10–13 о всесожжении из мелкого скоте, и нарочитому повелению о сем Иеговы Моисею, Исх 29.15–18.