Закладки
+
Оглавление
Амвросий Медиоланский, свт.
Святого Отца нашего Амвросия Медиоланского слово на смерть Феодосия Великого
Описание и отзывы
Кто усомнится, что сынам своим будет он у Господа великой помощью? По милости великого Бога, Аркадий император уже является юношей, исполненным крепости. Онорий проходит двери юношества, и старее уже, нежели царь Иосия. Этот последний начал царствовать на восьмом году, и царствование его продолжалось тридцать один год, и угодил он Богу: ибо лучше других израильских царей праздновал пасху Господню и прекратил непорядки в церемониях. Аса также еще в незрелых летах принял царство, и царствовал в Иерусалиме сорок один год; он, видя бесчисленное множество эфиопов, нападающих на него, не устрашился, но уповая на Господа, ожидал себе спасения и с немногими. О если бы этот царь был столько же верен впоследствии, сколько благочестивым показал себя вначале! Ибо он сперва, оставшись с немногими, победил, а после, оставив Господа, требовал помощи от сириан и обращался к врачам для исцеления ног; но, приняв такой знак Божеского благоволения, не надлежало ему оставлять помощника своего: почему не помогли ему врачи, и умер он как неверный.

Но отцы их, Авиа и Амос, были неверные: Феодосии же был исполнен страха Божия и милосердия: почему, если Господь милостив к нам, надеемся, что он за детей своих у Христа предстоять будет как архиерей. Хорош человек милосердный, который, помогая другим, помогает себе и, леча чужого, лечит собственные свои раны. Ибо кто умеет прощать, тот признает себя человеком: тот следует путем Христа Спасителя, Который приняв плоть, предпочел придти в мир Искупителем, нежели судьей.

Прекрасно сказал Псалмопевец: Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое. (Пс 114,1). Читая этот псалом, слышим как бы самого Феодосия, говорящего. Я радуюсь, - восклицает он, - признаю этот благочестивый голос - и подлинно я радуюсь, ибо с прилежанием исполнял свои обязанности, защищал врагов, не ненавидел неприятелей, прощал гонителей и домогающихся царства не погубил. Этот голос не посредственного, но совершенного в законе мужа: любовь есть исполнение закона (Рим. 13,10). Но послушаем, что возлюбил: так как род любви здесь умалчивается, то, конечно, здесь говорится о любви Божественной, какой любим то, что вожделеннее всего, чего только пожелать можем: люби Господа, Бога твоего (Втор. 6,5), - говорит Писание.

Итак, благочестивая душа, исполненная Духа Святого, отходя от земли к вышним и горним, как бы на вопрос встречающих ее, сказала: я радуюсь. И что может быть совершеннее этого? Вопрошали ангелы или архангелы о сделанном ею на земле (ибо одному Богу известно скрытое); на то отвечала она: я радуюсь: то есть, исполнила закон и Евангелия не преступила, предлагала себя на смерть всякий день как овец, обреченных на заклание(Пс. 43,23). И потому верю, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией, во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8,38-39).

Эту заповедь закона и в Евангелии повелевает Господь Иисус хранить, когда говорит Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? И он отвечал: так Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. И опять вопросил его: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр то же в ответ сказал: так Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. И в третий раз о том же вопрошен будучи, воскликнул: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, как я люблю Тебя (Ин. 21,15-17). Итак, этот троякий ответ подтверждением был любви и истреблением троякого этого отрицания. Если захотим, найдем и здесь троякий ответ: Я радуюсь, что Господь услышал голос мои, моление мое; Приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои (Пс. 114,1-2).

И прекрасно сказано: Я радуюсь, потому что завершил уже течение жизни своей. Почему и апостол, в страдании уже будучи, говорит: Подвигом добрым я подвизался, течение сохранил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды (Тим. 4,7-8). Велик Господь наш, даровавший нам подвиги, которыми побеждающий увенчивается! Я радуюсь, говорит, уповая, что Господь услышал голос мой, моление мое.

Я радуюсь, и для того обратил Господь ухо Свое ко мне, чтобы лежащего поставить на ноги и мертвого воскресить. Потому что Бог, преклоняя ухо Свое, слышит не телесно, но по снисхождению к нашей слабости удостаивает слушать нас. Преклоняет ухо Свое к нам, чтобы вошло в Него моление наше. Подавая милость, не требует голоса: не нужен был голос Тому, Который слышал Моисея, хотя он и молчал, и восклицал, обращаясь к Нему одними бессловесными стонами. Господь может слушать и кровь, не имеющую голоса и языка. Восклицала, обращаясь к Нему кровь в мученичестве и в братоубийстве.