Закладки
+
Оглавление
Амвросий Медиоланский, свт.
Святого Отца нашего Амвросия Медиоланского слово на смерть Феодосия Великого
Описание и отзывы
Итак, ископав землю, находит три креста, заброшенные среди развалин и скрытые от врага. Но знамение победы Христовой не могло исчезнуть: приходит в сомнение как женщина, но Дух Святой уверяет ее, что два разбойника распяты были со Христом. Почему ищет она среднее дерево, поскольку кресты случайно могли быть перепутаны. Уточняет по Евангелию и находит, что на среднем кресте сделана была надпись Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19,19). По этой надписи нашла она спасительный крест. Пилат на требование иудеев ответил: что я написал, то написав (Ин. 19,22), то есть я писал не то, что вам нравится, но что могли бы познать и времена будущие, писал я не для вас, но для потомственных веков и словно бы так сказал: чтобы Елена, читая это, познала крест Господень.

Найдя надпись, поклонилась Царю, а не дереву, как язычники заблуждаясь суемудрствуют, поклонилась висящему на дереве, обозначенному в надписи, поклонилась, говорю, Тому, который восклицал о гонителях своих: Отче, отпусти им. Спешила Елена прикоснуться к средству бессмертия, боясь попрать таинство спасения, спеша же от радости, не знала, что делать. Однако достигла истины, дерево обрела, и благодать воссияла. Христос благословил женщин в Марии, Дух же - в Елене: ибо научил ее тому, чего как женщина не знала, и привел ее на путь, который смертный не мог познать.

Искала гвоздей, которыми Господь распят был и, обретя, один из них употребила в узду, а другой - в диадему: один - для красоты, а другой - для проявления своей веры и благочестия. Благословенна была Мария, да избавит Еву: благословенна Елена, да будут искуплены императоры. Итак, послала сыну своему Константину диадему, украшенную драгоценными камнями и обогащенную камнем искупления крестного, послала и узду. Константин все это употреблял, и это употребление перешло и к последующим царям. Итак, начало верных Императоров свято, когда в узде. И это устроено для того, чтобы прекратилось гонение и наступило благочестие.

Благоразумно поступила Елена, водрузившая крест на голове царей, чтобы кресту Христову поклонялись в царях. Этот поступок приписать должно не дерзновению и неистовству, но благочестию: ибо через то сделано почтение святому искуплению. Итак, этот империи Римской преизящный гвоздь управляет целым светом и головы государей украшает, и из гонителей делает их проповедниками. Справедливо на голову положен гвоздь, чтобы там была помощь, где имеем чувства. На голове - корона, в руках же - узда. Корона из креста, да воссияет вера, из креста также и узда, да управляет власть и будет растворена умеренностью. Да обретут это и христианские Государи от щедроты Господней, чтобы и об императоре Римском в подражание можно было сказать: возложил на голову его венец из чистого золота (Пс. 20,4).

Об этом Церковь радуется, иудей же стыдится и не только стыдится, но и сокрушается духом, что он сам вина своего сокрушения, надругаясь над Христом, признает Его царем: называя его царем Иудейским, неверующий признает нечестие свое. Это, восклицают иудеи, распяли мы Иисуса, а христиане и по смерти восстают, и мертвые царствуют. Мы распяли Христа, а Ему поклоняются цари. И этот самый гвоздь почитаемым является. Употребили мы его для умерщвления, но он средством спасения является и невидимой некоей силой мучит демонов. Казалось нам, что мы победили, но теперь признаем себя побежденными. Христос воскрес, и воскресение Его признали цари, снова живет, хотя и невидим. Теперь предстоит нам большая и жесточайшая война против Него. Ему же служат царства и раболепствует власть: Того мы презирали, и каким образом теперь мы будем противиться царям? Железу ног Его поклоняются цари, фотиниане же отрицают Божество Его; Крестный гвоздь императоры предпочитают своей диадеме, ариане же уменьшают власть Его.

Почему же свято, когда в узде, если не потому, что обуздывает неистовство императоров, удерживает своевольство тиранов, которые сделались подобны коням женонеистовым?

Через это обуздание Елена ко всем императорам, вдохновением Духа Божия, взывает: не будьте, как конь, как лошак несмысленный (Пс. 31,9). Ибо власть, удобопреклонная к пороку, как скотов, побуждала их к похоти. Не знали они Бога, но крест Господень удержал поток нечестия их, воздвиг очи их к небу, да взыщут Христа Спасителя. Итак, совлекли с себя борозду неверия и восприняли обуздание веры и благочестия, подражая говорящему: возьмите иго Мое на себя...; Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11,29-30). Этому подражали императоры христианские, кроме одного Юлиана, который, предав себя философии, оставил Виновника спасения своего.