Соловьев Владимир Сергеевич

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900) — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик конца XIX века.

Стоял у истоков русского «религиозного возрождения» в среде русской творческой интеллигенции начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.

Семья

Родился в Москве 16 января 1853 года в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820—1879). Его род в пятом-шестом колене принадлежал к среде великорусского крестьянства, но затем перешёл в духовное сословие; отец философа, однако, не продолжил линию отцов, обратившись к научной деятельности, в семье он отличался строгостью и непререкаемым авторитетом.

Со стороны матери, Поликсены Владимировны, принадлежал к украинско-польской дворянской семье Романовых. Двоюродным прадедом Соловьёва с материнской стороны был известный украинский философ XVIII века Г. С. Сковорода (1722—1794).

Детство

Как отмечал А. Ф. Лосев, «обстановка ранних лет Владимира Соловьёва сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного развития». Отец Владимира Соловьёва отличался строгостью нрава, необычайной систематичностью в своих исторических занятиях, в силу чего он почти каждый год издавал по одному тому своей «Истории России с древнейших времен» (1851 − 1900), и таких томов он издал двадцать девять. В его семье всё было подчинено строгим правилам, которые и обеспечивали для С. М. Соловьева его необычайную научную продуктивность в течение всей жизни. Его «История России» современными историками расценивается весьма высоко. В молодости он слушал Ф. Гизо и Ж. Мишле, исторический процесс понимал весьма органически, сделал большой вклад в историю развития русской государственности, был настроен прогрессивно и либерально, имел среди своих учеников таких, как В. О. Ключевский.

Образование

Среднее образование получил в московской 5-й гимназии (ныне московская школа № 91), в которую поступил в 1864 году, а высшее образование — в Московском университете, в который поступил в 1869 году и окончил в 1873 году. Необычайно одаренная натура Владимира Соловьёва и его постоянные и, можно сказать, страстные поиски высших истин сказались уже в ранние годы его жизни. Известно, что Соловьёв очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. В последние годы гимназии и в первые годы университета также читал труды вульгарных материалистов и даже пережил весьма острую материалистическую направленность, заставившую его перестать ходить в церковь, а однажды даже и выкинуть иконы из окна своей комнаты, что вызвало необычайный гнев у его отца.

Хотя С.М. Соловьёв, сам достаточно либеральных настроений, к чтению Владимира тогдашней «вольнодумной» литературы он относился вполне спокойно, считая это болезнью роста своего сына; оба были возмущены известием в 1864 году о ссылке Чернышевского на каторгу.

Поступил сначала на физико-математический факультет, где преподавались не только математика и физика (их он никогда не любил), но и все естественные науки; увлекался в те годы биологией, а из биологии больше всего зоологией и ботаникой. Но после провала на одном экзамене на втором курсе физико-математического факультета, перешёл на историко-филологический факультет того же университета и с ещё большим рвением приступил к изучению чисто философских наук.

Изучал труды А.С. Хомякова, Шеллинга и Гегеля, Канта, Фихте. В течение первого года по окончании университета написал магистерскую диссертацию, которую и защитил в 1874 году.

Преподавание

В июне 1876 года приступил к преподаванию в университете, но из-за профессорской склоки в марте 1877 года покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете; в 1880 году защитил докторскую диссертацию. Игравший в Петербургском университете влиятельную роль М. И. Владиславлев, который раньше положительно оценил магистерскую диссертацию Соловьёва, стал относиться к нему довольно холодно, так что Владимир Соловьёв оставался на должности доцента, но не профессора.

В 1881 году навсегда закончил преподавательскую деятельность — после прочтения им публичной лекции 28 марта 1881 года, в которой призывал помиловать убийц Александра II. Прочтение той лекции, текст которой не сохранился, обычно считают причиной его ухода из университета. И дело осталось без серьёзных последствий.

Целиком отдаётся написанию произведений чисто богословского характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями: задумывает трёхтомный труд в защиту католицизма, но по разным причинам цензурного и технического характера вместо этих запланированных трёх томов вышла в 1886 году работа «История и будущность теократии», а в 1889 году, уже на французском языке, в Париже, — «Россия и Вселенская Церковь».

В последние годы своей жизни и особенно с 1895 года возвращается к философии.

Кончина

Семьи не имел; жил большей частью в имениях своих друзей или за границей; слыл человеком экспансивным и экзальтированным. К концу 1890-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться. Будучи в Москве летом 1900 года, 15 июля уже тяжело больным поехал праздновать свои именины в подмосковное имение Узкое (ныне в черте Москвы, Профсоюзная ул., 123а), принадлежавшее тогда Московскому губернскому предводителю дворянства князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьёва, известный профессор Московского университета Сергей Николаевич Трубецкой, являвшийся единокровным братом владельца имения. В. С. Соловьев после двухнедельной болезни скончался в Узком в кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года вследствие атеросклероза, болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы своего отца.