Мамардашвили Мераб Константинович

Мераб Константинович Мамардашвили (15 сентября 1930, Гори, Грузинская ССР, СССР — 25 ноября 1990, Москва) — советский философ, доктор философских наук (1968), профессор (1972).

Родился в г. Гори (Грузия), в семье военнослужащего. В 1955 году окончил философский факультет Московского государственного университета.

Один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. Грушин, А. А. Зиновьев и Г. П. Щедровицкий; позднее — Московский методологический кружок).

Работал в Москве; в 1961—1966 гг. — в Праге в журнале «Вопросы мира и социализма»; с 1980 — в Грузии.

Философствование М. К. Мамардашвили принято называть «сократическим», поскольку он, как и Сократ, практически не оставил после себя письменного наследия. В то же время он читал очень много лекций (в том числе о Р. Декарте, И. Канте, М. Прусте, сознании и др.) в различных университетах Советского Союза (Москва, Ростов-на-Дону, Тбилиси, Рига, Вильнюс) и стран зарубежья (Франция, Германия, США). При жизни его работы не могли быть опубликованы по идеологическим соображениям, во многом поэтому и не писались. Однако, сохранились магнитофонные записи его лекций, которые были опубликованы после его смерти и распада СССР. Довольно непросто понять столь «живую» философию. Для её уяснения требуется почти ювелирная реконструкция как жизни самого философа, так и жизни его философии. Последняя предстаёт в последовательной посмертной «расшифровке» его идей, которые представлены в аудиозаписях лекций, в материалах интервью для журналов и телевидения, в докладах на конференциях и круглых столах.

В 2001 году Мамардашвили поставили памятник в Тбилиси. Открытие памятника вызвало идеологически окрашенные уличные столкновения.

Детство и юность

1930, 15 сентября — в Грузии в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.

1934 — семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мераба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.

1938 — окончание К. Н. Мамардашвили академии. Переезд семьи Мамардашвили в Киев, а затем в Винницу. В Виннице Мераб идет в первый класс.

1941 — начало Великой Отечественной войны. К. Н. Мамардашвили уходит на фронт. Мераб с матерью, Ксенией Платоновной Гарсеванишвили, возвращаются в Грузию, в Тбилиси. Учеба в 14-й средней школе города Тбилиси.

1949 — окончание школы с золотой медалью. Поступление на философский факультет Московского университета. Знакомство и начало дружбы с Эрнстом Неизвестным, впоследствии знаменитым скульптором.

1949—1954 — учеба в МГУ. На 4-м курсе проваливает экзамен по политической экономии социализма. В газете «Московский Университет» от 6 января 1953 г. напечатано: «Отличник Мамардашвили не смог правильно разобраться в вопросе о двойственной природе крестьянского хозяйства». Уже во время учебы в университете его интересует человеческое сознание; природа мышления — сквозная тема его философии.

1953, сентябрь — защита Э. В. Ильенковым диссертации «Диалектика абстрактного и конкретного в „Капитале“ К. Маркса».

1954, май — дискуссия по «Гносеологическим тезисам» Ильенкова и Коровикова. Окончательное формирование кружка «диалектических станковистов»(А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвили).

Защита дипломной работы «Проблема исторического и логического в „Капитале“ Маркса».

1954—1957 — учеба в аспирантуре МГУ, в эти же годы М. К. Мамардашвили участвует в работе логико-методологического семинара под руководством А. Зиновьева.

1955, апрель — проверка преподавания общественных наук и идейно-воспитательной работы на философском факультете МГУ Отделом науки и культуры ЦК КПСС. Разгром «гносеологов».

Академический период творчества

1957—1961 — редактор-консультант в журнале «Вопросы философии».

1958 — выход первой статьи «Процессы анализа и синтеза»

1959 — рождение дочери Елены Мамардашвили.

1961—1966 — заведующий отделом критики и библиографии в ж. «Проблемы мира и социализма» (Прага). Служебные командировки в Италию, ФРГ, ГДР, Кипр; после возвращения в Москву становится «невыездным».

Знакомство с романом М. Пруста «В поисках утраченного времени»

1961 — защита кандидатской диссертации «К критике гегелевского учения о формах познания» (Москва); вступление в члены КПСС.

1966—1968 — зав. отделом Института международного рабочего движения АН СССР

1968 — выход первой монографии «Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания)»

1968—1974 —
* Заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии» И. Т. Фролова.
* Чтение курсов лекций o «Проблемы анализа сознания» (Психологический факультет МГУ)

Начало дружбы с Юрием Петровичем Сенокосовым и Александром Моисеевичем Пятигорским.

1970 — защита докторской диссертации «Формы и содержание мышления» (Тбилиси). Смерть отца от инфаркта.

1971 — «Три беседы по метатеории сознания: Краткое введение в учение виджнянавады» (в соавторстве с Пятигорским), опубликованные в университете Тарту.

1972 — получение звания профессора.

1973—1974 — работа с Пятигорским над «Символом и сознанием». В 1974 году Пятигорский эмигрировал в Лондон. Книга опубликована в Иерусалиме в 1982 году.

1973, август — выступление «Наука и ценности — бесконечное и конечное» на «Круглом столе» по теме «Наука, этика, гуманизм».

1974—1980 -
* Старший научный сотрудник в Институте истории естествознания и техники АН СССР.
* Чтение курсов лекций:
o «Проблемы анализа сознания» (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР)
o «Введение в философию» (1978 −1980)(ВГИК)
o «Современная европейская философия: XX век» (1978 −1980) (ВГИК)
o «Лекции по античной философии» (1979—1980) (ВГИК)
o «Философия искусства» (Высшие режиссерские курсы:)
o «Аналитика познавательных форм и онтология сознания» (1979—1980) (Рига, Ростов-на-Дону, Вильнюс)

1976 — выступление «Обязательность формы» на «Круглом столе», организованном ж. «Вопросы философии» по теме «Взаимодействие науки и искусства в условиях НТР».

1977 — создание рукописи «Набросок естественно-исторической гносеологии», впоследствии названной «Стрела познания».

1980 — переезд в Тбилиси по приглашению директора Института философии АН Грузии академика Нико Чавчавадзе, работа в институте в должности главного научного сотрудника (до 1990 года).
[править] Философический период творчества

1981—1982 — * Чтение курсов лекций:
o по философии Декарта («Картезианские размышления»), изданные в 1993 году.
o по философии Канта («Кантианские вариации»), изданные в 1997 году.

(Москва, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР; лекции для аспирантов ИОПП и ВНИИ).

* Первый курс лекций о Прусте (Тбилисский государственный университет).
* Участие в семинарах и школах Межведомственного совета по проблеме «Сознание», созданного Госкомитетом по науке и технике СССР и Советом министров СССР.

1983 — доклад на II Всесоюзной школе по проблемам сознания («Классический и неклассический идеал рациональности»),

1984 —
* Курс лекций «Опыт физической метафизики» (Вильнюс)
* Выход в Тбилиси книги «Классический и неклассический идеал рациональности».
* Второй курс лекций о Прусте (Тбилисский государственный университет)

По данным лекциям вышла книга «Психологическая топология пути: М. Пруст „В поисках утраченного времени“»

1984 — доклад на III Всесоюзной школе по проблеме сознания («Сознание и цивилизация») (Батуми)

1984, февраль — выступление «Литературная критика как акт чтения» на Круглом столе по теме: «Литература и литературно-художественная критика в контексте философии и обществоведения», организованном ж. «Вопросы философии».

1986-87 — курс лекций по эстетике мышления (Тбилисский государственный университет)( изданы в книгах "Беседы о мышлении" (1991),«Эстетика мышления» (2000)).

1986-04-01 Доклад в Институте философии (Москва) «Органы онтологии»

1987 — первый после 20-летнего перерыва выезд за рубеж, в Италию. Доклад на IV Всесоюзной школе по проблеме сознания.

1987, декабрь — доклад в Институте философии АН CCCP «Проблема сознания и философское призвание»

1987—1990 — активное участие в политической жизни Грузии. Выступления против национализма и экстремизма Гамсахурдиа.

1988 —
* участие в конференции «Человек Европы» в Париже,
* участие в Дортмундской конференции в США.

1988, ноябрь — интервью ж. Юность: «Философия — это сознание вслух», «Кафедра»

1988, декабрь — выступление «Феноменология — сопутствующий момент всякой философии» на Круглом столе по теме: «Феноменология и ее роль в современной философии».

1989, апрель — перенес инфаркт.

1989, июль — интервью ж. Вопросы философии «Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть» в записи В. В. Майкова.

1989, ноябрь — чтение лекций в Париже.

1990 —
* участие в Кавказско-Среднеазиатской конференции в Лондоне.
* лекционное турне по США.

1990, весна — интервью «Одиночество-моя профессия…» в записи Улдиса Тиронса (Рига)

1990, 25 ноября — М. К. Мамардашвили умер от инфаркта в аэропорту Внуково в Москве, при возвращении на родину. Похоронен в Тбилиси, рядом с могилой отца.

2001, 26 мая — в День независимости Грузии, в Тбилиси на проспекте Шота Руставели философу Мерабу Мамардашвили установлен памятник работы Эрнста Неизвестного