Боэций Аниций Манлий Торкват Северин

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (лат. Anicius Manlius Torquatus Severinus Boëthius) (ок.480—524), римский государственный деятель, христианский философ-неоплатоник.

Происходил из знатного римского рода Анициев. Учился предположительно в Александрии и Риме. Был усыновлён Квинтом Симмахом (консулом, затем главой сената и префектом Рима), женился на его дочери. Будучи приближённым к королю остготов Теодориху Великому, захватившему в 493 году северную Италию, Боэций занимал высшие государственные посты: в 510 консул, в 522 magister officiorum (первый министр королевства). В 523/524 был обвинён в государственной измене, заключён в тюрьму и казнён. Могила Боэция находится в городе Павия.

В ожидании казни написал своё главное сочинение «Об утешении философией» («De consolatione philosophiae»), которое стало одной из популярнейших книг Средневековья и оказало сильное влияние на европейскую литературу. В этом трактате Боэций пытается решить проблему совмещения свободы воли с промыслом Бога. С одной стороны, если Бог всё предвидит, то свободы воли не существует. С другой — свобода человека, его воли всё-таки существует, а это подрывает способность Бога проникать в мрак будущего. Это видимое противоречие Боэций объясняет тем, что знание Богом наших будущих действий, их предвидение, не является необходимой причиной этих самых действий. В своей книге Боэций наставляет читателя, чтобы он уклонялся от зла, своё сердце устремлял к добродетели, а ум — к истине. Книга «Об утешении философией» стала последним произведением древнего мира, в котором отсутствует христианская идеология и ни разу не упомянуто имя Христа. В тюрьме, незадолго до казни, Боэцию является не Дева Мария, не Христос, но воплощённая в женском обличии Философия. Именно в этом и заключалась личная драма Боэция — невозможность интеллектуального синтеза неоплатонизма и христианства.

Кроме того, Боэцием написаны труды: «О святой Троице» (где он выступает против арианства) и «О католической вере». Боэций является автором классических учебников по дисциплинам квадривия — арифметике («De institutione arithmetica»), музыке («De institutione musica»). Возможно, также написал учебники геометрии и астрономии.

Много Боэций сделал и в области переводов с греческого языка на латинский важнейших учёных трактатов древности, сделал обширный комментарий к (небольшой по размеру) «Топике» Цицерона. Он перевёл логические труды Аристотеля «Об истолковании» и «Категории», «Введение в Категории Аристотеля» Порфирия (дважды: сначала малый, позднее большой комментарий); первые четыре (?) книги «Начал» Евклида, «Основы арифметики» Никомаха Геразского. Переводы Боэция зачастую выглядят как толкования, содержат оригинальные размышления, научные понятия и термины. Метод интерпретации оригинала Боэций определяет такими словами:

"Сам я не следую покорно замыслам другого [автора] и не связываю сам себя строжайшим законом перевода, но, чуть свободней отклоняясь с чужого пути, ступаю не след в след. То, что у Никомаха говорится о числах пространно, я изложил с умеренной краткостью, а то, что изложено бегло и доходит до сознания с трудом, я раскрыл с помощью собственных скромных добавлений таким образом, что иногда для очевидности я пользовался и своими формулами и схемами."

Например, понятия о четверном цикле свободных искусств — о квадривии нет в тексте его прототипа, в «Арифметике» Никомаха. Кроме того, значительную ценность в учебных трактатах (в целом компилятивных) представляют интерполяции античных источников. Некоторые интерполяции такого рода уникальны.

Переводы и толкования Боэция сыграли значительную роль в распространении философии и систематического образования в Средние века. Первое полное собрание сочинений Боэция было выполнено братьями Форливио в Венеции в 1492 году. Историческую ценность имеет полное собрание трудов Боэция в латинской «Патрологии» Миня (PL, t.63 [1860]).

В честь Боэция назван кратер на Меркурии.
Библиография