Аркадьев Михаил Александрович

Аркадьев Михаил Александрович (15 марта 1958 г., С.-Петербург (Ленинград)), дирижер, пианист, композитор, теоретик музыки, философ.

Родился в семье со смешанными, но древними корнями, в том числе музыкальными и художественными.

Со стороны отца, потомственного петербуржца А.Г. Аркадьева (инженер, системный программист) принадлежит к линии русского и итальянского дворянства. Прадед со стороны отца, Владимир Аркадьев - офицер Императорской армии (Варшавский корпус), прабабка - итальянская дворянка. Их сын, Г.В.Аркадьев, дед М.А. со стороны отца – главный художник С.-Петербургского (Ленинградского) Ботанического музея с 1933 по 1993 гг. Со стороны матери М.М. Левиной (театральный режиссер, закончила ГИТИС, репрессирована по 58 ст. в 1949 г., в 1953 амнистирована и затем реабилитирована) москвич, вырос и живет в Москве, принадлежит к левитам, потомственным еврейским священникам, прадед И. Левин был кантором Московской синагоги, дед М. Левин – скрипачом в оркестре Большого театра. Родители знали и любили музыку.

Начал играть и импровизировать на рояле самостоятельно, в 13 лет, затем брал уроки у известного педагога А.Д. Артоболевской. С 1974-78 учился в Академическом муз. училище при Московской консерватории по классу фортепиано у Я.И. Мильштейна, затем А.И. Соболева, а также у Ю.Н. Холопова (теория музыки) и у В.П. Фраенова (контрапункт). С 1978-83 — в Российской Академии музыки им. Гнесиных (тогда ГМПИ) у А.А. Александрова, у него же в 1988 закончил аспирантуру. Занимался композицией с А.Г. Шнитке и Р.С. Леденевым, дирижированием — с Ю. Симоновым и М. Эрмлером. Как музыкальный ученый развивался под руководством М.Г. Харлапа и Л.А. Мазеля.

С 1988-98 А. работал в тесном сотрудничестве с Г.В. Свиридовым, принимал непосредственное участие в замысле, создании, комментировании и исполнении (совместно с Дм. Хворостовским) его последнего крупного вокального сочинения — поэмы «Петербург» для голоса и фортепиано на сл. А. Блока.

В 1989 состоялись первые сольные концерты А. за рубежом, он стал постоянным участником и муз. директором фестиваля фортепианной и камерной музыки «Русские вечера» в г. Морзум (Германия).

Как пианист А. выступал со многими российскими дирижерами: Вл. Федосеевым, Ю. Симоновым, Р.Кофманом, Вл. Понькиным, С.Скрипкой и др.

В1990-2003 гг. работал как пианист с Нар. арт. России Дм. Хворостовским на всех основных сценах мира (с ним записаны 2 компакт-диска на фирме «Филипс», 1994, 1997, на фирме «Делос», 2003 ). Совместно с Хворостовским, является автором новой исполнительской редакции поэмы Свиридова «Отчалившая Русь» (на сл. С. Есенина) (изд. «Музыка», 1996).

Его сочинения исполняются на многих российских и зарубежных сценах. В числе исполнителей – А.Рудин, В. Симон, А. Сафиулин, Т.Куинджи. В 1995 в Лионе (Франция) состоялась мировая премьера сочинения А. «Missa brevis» для смешанного хора, детского хора и органа (на лат. тексты) и запись его на фирме «REM»(Франция, 1995).

С 1998 года является приглашенным дирижером в различных симфонических оркестрах и оперных театрах России и за рубежом. С 2002-04 — главный дирижер и муз. руководитель Государственного театра «Волгоградская оперная антреприза» (ныне «Царицынская опера»). С 2007 года главный дирижер и художественный руководитель Тихоокеанского симфонического оркестра (Владивосток).

Ведет большую педагогическую (с 1992-99 — зав. кафедрой фортепиано Академии Хорового искусства, с 1999 – доцент кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных) и научную работу.

Как музыкальный теоретик разработал концепцию «незвучащей» «неакустической» основы, как базового элемента ритмической системы новоевропейской музыки. Ввел термины «время-энергия», «хроноартикуляционный процесс», «гравитационная ритмика», «осевая пульсация», «парадоксальная лига» и др. Его новаторские (по оценке Л.А. Мазеля) идеи продолжают и развивают стадиальную теорию ритма М.Г. Харлапа.

Кандидат искусствоведения (1993). Доктор искусствоведения (2003) Заслуженный артист РФ(1995)

Известен, не только как музыкант, но и как философ, автор оригинальной философско-антропологической концепции «лингвистической катастрофы».