Петр (Екатериновский), еп.

Епископ Петр (Екатериновский Феодор), родился 1820 г. в Саратовской губернии, в семье священника. После окончания Саратовской семинарии он поступил в Московскую духовную академию. В первый же год обучения в Академии, в 1841 году, он принимает монашеский постриг с именем Петр. Благочестие, внутренняя сосредоточенность и стремление к истинно монашеской жизни определили его дальнейшую судьбу. Уже через неделю после пострига Петра рукополагают во иеродиакона, а через неполных три года, летом 1844 года, - во иеромонаха. В том же году иеромонах Петр оканчивает Академию и назначается учителем Иркутской семинарии по классу чтения Священного Писания.
В Иркутской духовной семинарии прошло тринадцать лет его жизни. Иеромонах Петр в 1845 году становится инспектором семинарии, в 1852-м его возводят в сан архимандрита, а в 1885-м назначают ректором. Но это лишь внешняя сторона жизни будущего святителя. Неся труды по преподаванию и управлению семинарией, он проходит путь внутреннего монашеского делания, а принадлежность к так называемому ученому монашеству определяет его дальнейшие труды на поприще духовного писателя.
В 1856 году в Москве издается книга архимандрита Петра "О монашестве", которую смело можно назвать трудом всей его жизни, так как начало работы над этой темой было положено еще в Академии, а возвращался к ней святитель на протяжении многих лет. Работая над книгой, архимандрит Петр изучает и анализирует святоотеческую литературу, делает выписки из творений аскетов-писателей и приводит в своем труде множество примеров аскетического опыта, свидетельствующих о трудностях и искушениях на пути иноческой жизни. Уже в этой книге архимандрит Петр много и увлекательно говорит о необходимости и пользе старческого руководства в жизни иноческой. Говорит тогда, когда у старчества было еще много противников, и говорит так, как может сказать только человек, опытным путем познавший благодатную силу старческого попечения.
29 марта 1859 года была совершена хиротония архимандрита Петра во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. На этой кафедре он пробыл семь лет. В 1866 году преосвященного Петра назначают епископом Якутским, а в 1867-м его по собственному прошению его увольняют на покой и вверяют ему в управление Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Там епископ Петр пребывал до 1869 года, когда он был назначен на Уфимскую кафедру.
В ноябре 1876 года преосвященного Петра назначают епископом Томским и Семипалатинским. Томской епархией управлял он до июля 1883 года, когда снова был уволен на покой. Местом своего пребывания владыка Петр избрал Оптину пустынь.
В Оптиной пустыни епископ Петр прожил два года, оставив здесь по себе самые отрадные воспоминания. Прощаясь с Оптиной, преосвященный пожертвовал в пользу столь близкого его сердцу монастыря свои сочинения.
В 1885 году епископ Петр был переведен в Московский Заиконоспасский монастырь, а через полгода назначен управляющим Новоспасского монастыря. Здесь он прожил четыре года, вплоть до своей кончины. Кротость, нелицемерная любовь к ближним и. истинная духовная мудрость стяжали преосвященному Петру живую симпатию среди жителей Москвы. Кроме управления монастырем он духовно окормлял и священников из многих московских храмов, обращавшихся к нему за советом, и множество мирян. Особенно любили его бедные люди, которым преосвященный щедро помогал.
Епископ Петр был также членом Московской Синодальной конторы и почетным членом общества любителей духовного просвещения и распространения духовно-нравственных книг.
Кончина преосвященного Петра последовала в 1889 году, через тридцать лет после его епископской хиротонии, 27 мая, в субботу, накануне дня Святой Троицы.
Погребен епископ Петр в склепе под монастырским собором, где в юго-восточном углу под алтарем была приготовлена могила рядом с могилой преосвященного Порфирия (Успенского), предшественника епископа Петра по управлению монастырем.
Наследие епископа Петра как духовного писателя не столь обширно, как труды святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника - много времени и сил у него уходило на управление епархией, а позже - монастырем. Среди трудов епископа Петра наиболее известны "Указание пути к спасению" и "О монашестве". Кроме этих книг им написаны также "Поучение о вредных следствиях пьянства и распутства", "Наставление и утешение в болезни и в предсмертное время", "Наставление и утешение в скорби", "Поучение о причащении Святых Тайн", "Поучение перед исповедью", "Поучение о покаянии", а также "Объяснение из книги святого пророка Исаии" и "Толкование на двадцать три главы пророка Исаии".
И хотя эти книги были написаны более ста лет назад, их значение для нас, современных читателей, нисколько не уменьшилось. Напротив, они дают возможность и в наше время, когда "оскуде преподобный", почерпнуть потребное нам из богатейшего духовного наследия XIX века.