Епископ Василий (в миру Владимир Михайлович Родзянко; 22 мая 1915, имение «Отрада», Екатеринославская губерния — 17 сентября 1999, Вашингтон) — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Православной церкви в Америке.
Семья и образование
Родился в семье крупного землевладельца, внук председателя Государственной думы III и IV созывов Михаила Владимировича Родзянко. В 1919 вместе с родителями четырёхлетний Владимир выехал в Болгарию, а затем в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия), где семья и поселилась. Супруга — Мария Васильевна, урождённая Колюбаева, дочь священника, скончалась в 1978. Сын — Владимир, внук — Игорь (погиб в автокатастрофе в конце 1970-х годов).
Значительную роль в судьбе владыки Василия сыграло его родство с Михаилом Родзянко, которого многие участники белого движения обвиняли в измене царю Николаю II. По воспоминаниям епископа, в детстве его гувернёр, бывший офицер, жестоко издевался над ребёнком, мстя ему за деяния деда. В 1998 владыка Василий произнёс короткую проповедь в Феодоровском соборе Царского Села (Пушкина), в которой, в частности, сказал:
"Мой дед хотел только блага для России, но как немощный человек он часто ошибался. Он ошибся, когда послал своих парламентариев к Государю с просьбой об отречении. Он не думал, что Государь отречется за себя и за своего сына, а когда узнал это, то горько заплакал, сказав: «Теперь уже ничего нельзя сделать. Теперь Россия погибла». Он стал невольным виновником той екатеринбургской трагедии. Это был невольный грех, но все-таки грех. И вот сейчас, в этом святом месте, я прошу прощения за своего деда и за себя перед Россией, перед ее народом и перед Царской семьей, и как епископ властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю его от этого невольного греха."
Окончил первую классическую Русско-сербскую гимназию в Белграде (1933), богословский факультет Белградского университета (1937), также получил образование в богословском колледже при Лондонском университете (1937—1939). В молодости значительное влияние на него оказали митрополит Антоний (Храповицкий) и иеромонах, будущий архиепископ Иоанн (Максимович). Владыка Василий вспоминал, что о. Иоанн «сумел показать мне иной мир, светлый, замечательный, тот рай, в котором мы были, и из которого были изгнаны. Для меня началась новая жизнь». В юности участвовал в переговорах о примирении между митрополитами Антонием (Храповицким) и Евлогием (Георгиевским).
Священник и епископ
* В 1939—1941 — законоучитель в сербских учебных заведениях города Нови-Сад.
* С 1941 — диакон.
* С 30 марта 1941 — иерей, священник на сербских приходах в селах Станишиче и Милетич в Воеводине, был секретарём Красного Креста. Номинально состоял в юрисдикции митрополита Берлинского Русской православной церкви за рубежом, которому была подведомственна Воеводина; после окончания войны перешёл в клир Сербской православной церкви.
* В 1949 был арестован югославскими коммунистическими властями за «незаконную религиозную пропаганду» и приговорён к восьми годам исправительных работ.
* В 1951 после вмешательства архиепископа Кентерберийского досрочно освобождён и выслан во Францию, затем переехал в Великобританию.
* В 1951—1979 — настоятель храма в Лондоне в юрисдикции Сербской православной церкви.
* В 1955—1978 вёл религиозные передачи на ВВС (Би-би-си) для слушателей в СССР и Восточной Европе.
* С 1968 возглавлял братство святого Симеона и редактировал журнал Aion.
* В 1979 был пострижен в монашество. В том же году уехал в США и перешёл в юрисдикцию Православной церкви в Америке.
* С 12 января 1980 — епископ Вашингтонский, викарий предстоятеля Православной церкви в Америке митрополита Феодосия.
* С 1 ноября 1980 — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский, наместник Успенской женской обители в городе Калистоге.
25 апреля 1984 уволен на покой, был почётным настоятелем Свято-Никольского храма в Вашингтоне. Увольнение состоялось официально по старости, реально — в связи с консервативной церковной позицией, которая расходилась с точкой зрения большинства клира. Ещё в январе 1980 протопресвитер Александр Шмеман писал в своём дневнике о впечатлении, которое о. Василий произвёл на него при наречении во епископа:
"Его речь при наречении — о видениях, старцах, чудесах. Лирика и нарциссизм. Явно — он хороший, горячий человек. Но до чего невыносим мне этот сладостно-духовный говорок, присущий православию. Почему этот сладкий тон в христианстве?"
Несколько позднее (19 ноября 1980) он же записал в своём дневнике ещё одну характеристику епископа Василия: «„лирический тенор“, но и тенором этим, и, главное, видом (борода, волосы до пояса, деревянный посох и т. д.) чарующий наших ортодоксов». Впрочем, тогда же о. Александр отмечал и такие качества епископа Василия как доброту, культурность и любовь к «церковности».
В конце жизни епископ Василий проводил семинары с группой протестантов, занимавшихся изучением восточных христианских церквей, а затем присоединил своих слушателей к православию.
Владыка Василий и Россия
Уже будучи епископом, в 1981 он посетил СССР, в последующие годы неоднократно приезжал в Россию. После ухода на покой возобновил передачи для России на волнах радиостанций «Голос Америки» и «Радио Ватикана», с 1991 принимал активное участие в работе радиостанции «София», провёл серию телевизионных бесед на религиозные темы. Являлся почётным настоятелем храма Малого Вознесения на Никитской улице в Москве, а с 1998 — деканом богословско-философского факультета университета Натальи Нестеровой. Около полугода жил в Троице-Сергиевой лавре, читая лекции по апологетике в Московской духовной академии и работая в библиотеке. Автор книги «Теория распада Вселенной и вера Отцов» (1996) — о соотношении веры и научного знания. В один из приездов в Москву говорил: «Пока могу стоять перед престолом, служить литургию — буду жить, а иначе жить незачем».
Протоиерей Иоанн Свиридов вспоминал о владыке Василии:
"С епископом Василием я познакомился в 1988 году, когда он стал посещать Москву и живо интересовался переменами, происходящими в Церкви и в обществе. Его речь, осанка порой контрастировали с манерами, принятыми среди архиереев в советскую эпоху. Мятая и коротковатая ряса, клобук, покрытый не тонким шелком, а грубоватым сатином, слегка всклокоченная борода и ясные глаза. В нем можно было узнать не просто человека старой России и эмигранта, но русского интеллигента, посвятившего свою жизнь служению Церкви. Он много говорил, хотя писал мало. Его любили. И он сам любил людей. Он был человеком добрым и отзывчивым, чудаковатым и смиренным, достойным и святым."
О владыке Василии был снят многосерийный документальный фильм «Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба», в котором он рассказал о своей жизни.