Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский — один из самых выдающихся христианских богословов.
Он жил в городе Афины, где получил эллинское философское образование. Следуя примеру великих мыслителей древности Пифагора и Платона, посетил Египет с целью углубления своих духовных воззрений, где в Гелиополисе вместе со своим другом философом Аполлофаном был свидетелем тьмы, распростертой по земле во время день распятия Иисуса Христа (Мф. 27, 45). Так как эта тьма не могла быть объяснена астрономическими причинами, философы Дионисий и Аполлофан пришли к убеждению, что или «нарушился порядок природы», или «страдает Бог». Это переживание в значительной мере подготовило последующее обращение Дионисия.
Известный своей мудростью, он был введен в состав Ареопага — высшего суда Афин. Свое название Ареопаг получил от места, где проходили его заседания: «холма Арея». Ареопаг наблюдал за исполнением древних законов, воспитанием юношества и чистотой религиозной жизни. Звание члена Ареопага было пожизненным.
Во время своего второго миссионерского путешествия, проходившего с осени 49 года по осень 52 года, святой апостол Павел посетил Афины, благовествуя о Христе Воскресшем. Его проповедь в городе, известном своей высокой духовной культурой и философскими традициями, вызвала большой интерес. С целью подробного разъяснения нового учения, апостол был приглашен в Ареопаг (Деян. 17, 19), где его слова, несмотря на скептическое отношение со стороны многих представителей стоической и эпикурейской философии, произвели огромное впечатление на ряд образованных афинян, в том числе и на Дионисия Ареопагита (Деян. 17, 34).
После принятия Крещения Дионисий Ареопагит находился в непосредственной близости с апостолом Павлом, введшим его в глубины христианской мудрости, которую он проповедовал «между совершенными… премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 6—7). Основы этого учения были впоследствии изложены Дионисием Ареопагитом в ряде творений, из которых до нас дошли: «О Небесной Иерархии», «О Церковной Иерархии», «Об Именах Божественных», «О мистическом Богословии» и десять писем. Сохранилось упоминание еще о семи утраченных произведениях: «О душе», «О свойствах и чинах Ангельских», «Богословские очерки», «Символическое Богословие», «О духовном и чувственном», «Божественные гимны», «О праведном суде Божием».
Согласно Церковному преданию, Дионисий Ареопагит, рукоположенный святым апостолом Павлом во епископа Афин, присутствовал при погребении Богоматери, о чем он упоминает в третьей главе своей книги «Об Именах Божественных».
На православных иконах «Успения Пресвятой Богородицы» святитель Дионисий изображается стоящим у изголовья Пресвятой Девы.
В конце 60-х годов I века великий богослов посещает Рим для свидания с первоверховными апостолами Петром и Павлом, схваченными, а затем и казненными императором Нероном.
Укрепив христианскую Церковь, Священномученик Дионисий отправился с проповедью в другие страны, вместе с пресвитером Рустиком и дьяконом Елевферием. Он побывал в Риме и Франции, где многих язычников обратил ко Христу. Именно в Галии в 96 году от Рождества Христова в правление императора Домитиана, мученически завершилась жизнь Святого и его спутников.
В Париже правитель Сисиний всех троих осудил за веру, убеждал и мучил, чтобы отреклись они от Христа. Правитель приказал умертвить Святых мечом. Как сказано в житии Святых мучеников, обезглавленное тело Священномученика Дионисия встало, взяло в руки свою голову и пошло к тому месту где была христианская церковь. Затем Священномученик Дионисий Ареопагит положил голову на руки одной благочестивой женщины и тогда упал и испустил дух: «И по смерти Святого Дионисия Бог явил преславное чудо. Тело святого, будучи обезглавленным, по действию силы Божией, встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею около шести километров до поселения, которое впоследствии стало носить имя Сен-Дени. Там, отдав главу одной благочестивой женщине по имени Катулла, из римской знати, оно пало на землю, указывая тем самым место, где должны быть погребены святые останки». При виде такого чуда многие из язычников уверовали во Христа.
Древнейшее описание жития и мученической кончины Святого Дионисия Ареопагита составлено, по свидетельству Церковного предания, равноапостольным Мефодием Константинопольским в IX веке. Самый ранний из дошедших до нас византийских иконописных подлинников (в отрывке «Из древностей церковной истории Ульпия Римлянина о наружном виде Богоносных отцов»), датируемый 993 годом, передает описание внешности святителя Дионисия, в течение столетий хранимое в благоговейной памяти Церкви Христовой.
Вселенская Церковь дважды в году почитает память священномученика в день Собора 70-ти Апостолов 4 (17) января и 3 (16) октября.
По календарю Католической Церкви день памяти Святого Дионисия празднуется 9 октября. Католическая базилика Сен-Дени на севере от Парижа, расположенная на Монматре, что означает «Mont des Martyrs», т. е. «гора мучеников», хранит мощи. Священномученика. Дионисия и его спутников – Святых мучеников. Рустика и Елевферия. Согласно преданию вдоль нынешней Рю Жирардон с холма Монмартр стекал ручей, в водах которого св. Дионисий омыл свою отрубленную голову, прежде чем понести ее к месту своего упокоения.
Долгое время на этом месте стояла простая деревянная часовня. Первая базилика была построена стараниями Святой преподобной Геновефы. Мощи мучеников расположены за главным престолом храма.
На протяжении многих веков базилика являлась усыпальницей французской королевской династии. Как сообщают древние источники, первый король франков Хлодвиг, приняв Крещение, перенес столицу своего государства в Париж главным образом вследствие почитания Священномученика Дионисия и преподобной Геновефы Парижской (512), память 3 января.
О трудах Святого
По настоящему смелым, масштабным, глубоким, непревзойденным, но главное первым и единственно истинным произведением Божественного откровения о совершенном и непостижимом Творце и Его Небесной иерархии в христианской богословской литературе является учение Священномученика Дионисия Ареопагита. Именно ему Православная Церковь приписывает авторство знаменитого “Ареопагического корпуса”.
Труды под именем Дионисия Ареопагита появились на свет только спустя 400 лет, во время проведения поместного Константинопольского Собора 534 года, боровшегося с ересью монофизитов. Особую известность приобрели они благодаря схолиям Иоанна Скифопольского и преподобного Максима Исповедника.
Подлинное имя автора мистико-философских трудов: “О Божественных именах”, “О небесной иерархии”, “О церковной иерархии” и “Таинственное богословие” (“О мистическом богословии”) окутано тайной. Как будто сам Господь сокрыл от нас подлинное имя автора, дабы потомки и последователи его Богом вдохновленных откровений не имели возможности найти изъяны в этих, наполненных величайшим смыслом трудах.
Влияние трудов Священномученика Дионисия Ареопагита было столь велико, что оказало неоценимую пользу и благосклонно повлияло на развитие богословской и мистической мысли Востока (Византия) и Запада (Рим).
Труды Священномученика Дионисия Ареопагита объединенные в “Ареопагический корпус”, состоят из четырех трактатов и 10 посланий. Эти удивительные творения способствовали исключительному религиозному подъему, а необычайная острота и глубина языка, его выразительность рано заставили принять и признать эти труды - первый славянский перевод «Ареопагитики» сделан был уже в 1371 году.
Однако сомнения в их подлинности, появились с возникновением раскола в Западной Церкви, о чем свидетельствует Эразм Роттердамский и деятели Реформации. Пытались также усомниться в истинности трудов Дионисия и современные протестантские богословы, и что естественно, иудеи.
В XIX веке труды Священномученика тщательно изучали и пытались приписать их авторство монофизиту Петру Иверу, епископу Маюмы, Северу Антиохийскому или одному из богословов Иоанна Скифопольского. Но ни вышеперечисленные, ни иные версии, выясняющие, кто же был автором “Ареопагического корпуса” Западной Церковью до сих пор не признаются подлинными.
Видимо, по причине существования спора об авторстве этих трудов, в Европе, начиная с IX века, и на протяжении нескольких столетий, под именем Дионисия Ареопагита создавались и активно распространялись подделки - труды мистико-религиозного направления. Пик их популярности пришелся на средние века. Мыслители эпохи Возрождения и философы более позднего времени, в том числе Фома Аквинский и М. Ригино писали к “Ареопагическому корпусу” многочисленные толкования- комментарии. Но не смотря на эти тщетные попытки, Православная Церковь признавала истинными только перечисленные выше труды Священномученика Дионисия Ареопагита - «священные глаголы». Именно они, в наши дни изучаются всеми христианами мира, что является лучшим подтверждением их истинности.
Признание Восточной Церковью
Православная Вселенская Церковь не только не стремиться но и не собирается выяснять кто был автором “Ареопагического корпуса”, ибо Церковь полностью признает подлинность, истинность трудов и их авторство за Священномучеником Дионисием Ареопагитом, справедливо полагая, что если Господу и было угодно навсегда сокрыть от людей лицо автора единственных из признанных христианской Церковью трудов об Ангельских чинах, Небесной иерархии и основе Божественного мировладычества, то и открывать эту тайну не следует.
Сочинения священномученика Дионисия Ареопагита явились священным авторитетом для византийских богословов, что подтверждено многочисленными свидетельствами Леонтия Византийского, преподобных Анастасия Синаита, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, Симеона Нового Богослова и Григория Паламы. Огромно влияние святого Дионисия Ареопагита и на развитие православного искусства, благодаря раскрытой им сущности христианской символики.
В истории признания Восточной Церковью трудов Священномученика Дионисия Ареопагита великую роль сыграл раннехристианский богослов, мыслитель и проповедник Священномученик Максим Исповедник, который первым, спустя сто с лишним лет со дня появления на свет “Ареопагитик”, не только истолковал, и ввел их в христианское богословие, но и окружил высоким авторитетом. Он был истинным, величайшим комметатором-аллегористом многих богословских трудов того времени (VII век). В полемических трудах против ереси монофелитов он развил целую систему, по основным мыслям близкую к “Ареопагите” и системе взглядов Святого Григория Нисского. Главный смысл появления на свет “Ареопагического корпуса” - объяснить систему творения Богом мира из ничего.