(ок. 340 — ок. 396), борец против арианства, подвижник, писатель. Род. в Кесарии Каппадокийской в семье ритора. Учился в Антиохии у Ливания (учителя свт. *Иоанна Златоуста). Был адвокатом в Константинополе. В 373 хиротонисан во епископа малоазийской области Иконии. Был сподвижником свт. *Василия Великого.
Трудов А. сохранилось немного, по большей части в виде фрагментов. Из экзегетич. трудов известно его толкование на Притч 8:22. У А. в стихотворном соч. "Ямбы к Селевку" (380) приводится один из древних перечней канонич. книг ВЗ, в к-ром 1 Кн. Ездры и Кн. Неемии составляют одну книгу. Предварен он замечаниями о том, что "не всякая книга, стяжавшая себе досточтимое имя Писания, есть достоверная. Ибо бывают иногда книги лжеименные, иные — средние и, так сказать, близкие к словам истины, а другие — подложные и обманчивые, подобно подложным и поддельным монетам, которые, хотя и имеют надписание царское, по веществу своему оказываются ложными". Суждения А. об апокрифич. писаниях приводились на VII Вселенском соборе.
У А. намечается отход от *аллегорич. метода толкования, во всяком случае в отношении НЗ: "Историческое толкование Священного Писания, в частности Евангелия Иоанна, какое дано Амфилохием в беседах с целью уяснения догматического учения и нравственного назидания, было явлением новым, которое оставило заметный след в проповедничестве Греческой Церкви. Беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелие Иоанна во многом напоминают экзегетику Амфилохия" (Попов И. В., Св. Амфилохий, еп. Иконийский, БТ, сб. 9, 1972 — наиб. обстоятельное исследование об А. с обзором его творений).