российский композитор украинского происхождения. Основоположник русской композиторской школы, один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Выдающийся мастер хоровой духовной музыки. Автор опер «Сокол» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787), фортепианных сонат, камерных ансаблей.
Звуками его произведений наполнялись храмы и аристократические салоны, его сочинения звучали и по случаю государственных праздников. До сих пор Дмитрий Бортнянский справедливо считается одним из самых славных российских и украинских композиторов, гордостью и славой отечественной культуры, которого знают не только на Родине, но и во всем мире.
Родился он 26 (28) октября 1751 года в Глухове. Его отец, по всей вероятности, происходил из Прикарпатья, с села Бортного, однако стремился попасть в гетманскую столицу. Дмитрий Бортнянский, как и его старший коллега Максим Березовский, ребёнком учился в знаменитой глуховской школе, и уже в семилетнем возрасте, благодаря своему чудесному голосу, был принят в Придворную певческую капеллу в Петербурге. Как и большинство хористов Придворной певческой капеллы, наряду с церковным пением, он исполнял также и сольные партии в итальянских операх, причём сначала, в 11-12 летнем возрасте, — женские (такая тогда была традиция, что женские роли в операх пели молоденькие мальчики), а уже позже — и мужские.
Семнадцатилетнему Дмитрию Ботнянскому, как особо одарённому музыканту, также назначают художественную стипендию — «пансион» для учёбы в Италии. Однако он избирает местом постоянного жительства уже не Болонью, а другой важный культурный центр — Венецию, которая еще с XVII столетия славилась своим оперным театром. Именно здесь был открыт первый публичный оперный театр в мире, где представления могли посещать все желающие, а не только вельможи. В Венеции жил и его бывший учитель из Петербурга, итальянский композитор Бальтасар Галуппи, которого он знал и почитал еще со времен учебы в Петербурге. Галуппи помогает молодому музыканту добывать профессиональные знания, а кроме этого, для углубления своих знаний, Дмитрий Бортнянский выезжает на учёбу и в другие большие культурные центры — в Болонью (к падре Мартини), в Рим и в Неаполь.
Итальянский период был длительный (порядка десяти лет) и на удивление плодотворным в творческие Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологический сюжет — «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковыне произведения. Эти сочинения порявляют блестящее мастерство автора в овладении композиторской техникой итальянской школы, которая в то время была ведущей в Европе, и выражают близость к песенным истокам своего народа. Не раз в блестящей мелодии арий или в инструментальных частях прослушивается чувственная напевная украинская лирика песен и романсов.
В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты. Он написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Хераскова, посвященный событиям войны 1812 года.
В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. Композитору удалось лишь издать лучшие из своих хоровых концертов, написанных в молодости, как «Духовные концерты на четыре голоса, сочиненные и вновь исправленные Дмитрием Бортнянским».
Бортнянский умер 1825 года в Петербурге, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского.