выдающийся церковно-певческий деятель, писатель по церковному пению, духовный композитор и педагог, родился в семье священника 9 (22 н.ст.) июня 1874 г. в селе Владыкино, б. Пензенской губерни. По окончании Пензенской духовной семинарии, регентом хора которой он состоял, поступил в московское Синодальное училище, которое окончил в 1896 г. Учился в московской консерватории, откуда перешел в 1899 г. в Филармоническое училище, которое окончил в 1902 г. со званием свободного художника по теории композиции.
По предложению 1 регентского съезда (1908) в 1909 г. в Москве были открыты регентские курсы, заведование которыми было поручено Никольскому. Впервые квалифицированные педагоги начали готовить регентов и учителей пения на основе задач новой русской школы церковного пения, а не по обычному шаблону. В эти же годы Никольский был руководителем курсов общества любителей церковного пения в Москве.
Никольский был большим знатоком школьного хорового пения. Составленный им совместно с Н. Кашкиным учебник по теории пения в школе (издан Юргенсоном в 1908 г.) является ценным вкладом в школьно-певческую методическую литературу. Книга «Голос и слух певца» - незаменимое пособие для регентов практиков и «План практических занятий пением в школе и хоре» были последними работами Никольского по пению в школе.
Никольский оставил богатое духовно-музыкальное наследство (сочинения и переложения). Особенностью его творчества является создание крупных форм, проникнутых одним настроением и содержанием. Таковы Литургия преждеосвященных даров (опус 26, 1907), Всенощное бдение (опус 26, 1908), Литургия Иоанна Златоуста (опус 31, 1909), Венчание (опус 41, 1914). Новое слово у Никольского - изложение обычных напевов песнопений Страстной седмицы ( опус 35, 1912), Пасхи (опус 37, 1913), Литийных стихир (опус 47, 1916-17), где безыскусственным мелодиям дана такая прекрасная и разнообразная художественная разработка, что эти произведения являются единственными в своем роде. Сочинения Никольского исполнялись главным образом в больших хорах, в исторических и авторитетных концертах в Москве. Они всегда входили в программу концертов Синодального и других хоров Москвы, но в провинциальных хорах, даже в больших архиерейских, редко включались в программу. Молящиеся в массе своей были воспитаны на «концертной» школе и Архангельском; монументальные и своеобразные сочинения Никольского были непонятны как слушателям, так и исполнителям. Впрочем, такие сочинения, как стихира Благовещению «Совет превечный» (опус 20), «Милость мира и Тебе поем» (опус 45), «Речет Господь» (опус 21) и «Ныне отпущаеши» (опус 17) представляли исключение - их часто можно было встретить в программах концертов и за богослужением.
Популярность Никольского как композитора, регента и педагога выходила далеко за пределы Москвы: в 1912 г. он читал лекции по истории церковного пения в Нижнем Новгороде, которые иллюстрировались пением городских хоров, в 1913 г. дирижировал соединенными хорами Пензы в концерте, где исполнялась полностью его Литургия (опус 31).
После октябрьской революции Никольский работал в «Пролеткульте» как автор «пролетарских» песен, весьма схожих с его духовными хорами. Но такое несоответствие новой работы с его действительным настроением заставило Никольского уже к 1925 г. отойти от этой работы. Он переключился на работу по музыкальной этнографии, в московской консерватории был педагогом хоровой кафедры (получив в 1935 г. звание профессора), где и работал до смерти. Из сохранившегося после смерти композитора архива автографов видно, что и до 30-х годов он работал над созданием новых духовных хоров, впрочем, без надежды видеть их в печати.
После смерти Никольского остался его богатый личный архив: ноты - печатные и рукописные, книги, лекции - разработки по истории хорового пения, песни, конспекты лекций Смоленского, Кашкина, Кругликова, записанные Никольским в бытность его учения в Синодальном училище, многочисленные записи уроков по работе в консерватории, собрание программ концертов, где исполнялись сочинения Никольского.
Никольский скончался 19 марта 1943 г. в Москве, в разгар войны. Похоронен на Пятницком кладбище, недалеко от церкви.