рус. правосл. библеист, исследователь ВЗ. Род. на Волыни в семье протоиерея; окончил КДА (1867), где был оставлен преподавателем евр. языка и библ. *археологии. В 1868 получил степень магистра за рукописный труд о И. Канте. В 1873 О. направлен в *Палестину для изучения ее древних памятников. Впоследствии он посещал Св. Землю неоднократно (1886, 1889, 1891) и стал фактически первым рус. специалистом по библ. археологии в ее новом понимании.
Результатом его первой научной поездки явился труд "Святая Земля, т. 1: Иерусалим и его древние памятники. т. 2: Другие замечательные по древним памятникам места Иудеи" (К., 1875—78), за к-рую он получил звание доктора богословия. В 1881 О. избран инспектором КДА. С 1883 орд. профессор академии. В 1899 вышел в отставку. По словам его ученика *Рыбинского, он был "ученым в настоящем смысле этого слова; для него не существовало других интересов, кроме научных". Обширная эрудиция, знание вост. языков (евр., сир., араб.) сочетались в нем с тонким критич. чутьем, склонностью к широким обобщениям. В памяти учеников он остался не только как ученый, но и как "глубоко религиозный человек, а в обращении — простой, скромный и младенчески незлобивый" (А. Войтков).
О. принадлежит ряд оригинальных гипотез. Одни из них уже утратили свое значение (напр., гипотеза о том, что 1—2 Пар были источником для 1—4 Цар), но другие сохраняют ценность и поныне. Так, в работе "Книга “Песнь Песней” (Шир га-Ширим) и ее новейшие критики" (К., 1882) он не только дал обзор всех исагогич. теорий о Песн, но и предложил свою. Согласно О., невеста в Песни Песней есть символ Св. Земли и описания ее отражают времена года в Палестине. О. внес значительный вклад в изучение ветхозав. *поэтики, *Талмуда, оставил подробное описание мегалитич. памятников Палестины доисторич. и историч. времен, предложил свою реконструкцию Иерусалимского храма. Он также перевел Ис., Иер, Иез и Дан (ТКДА, 1865—73).
Перу О. принадлежит краткий исагогический курс, являющийся компендиумом святоотеч. воззрений на время, *авторство и обстоятельства написания свящ. книг ("Руководственные о Свящ. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений св. Отцов и Учителей Церкви", СПб., 1894). Кроме библ. тем, О. много внимания уделял церк.-обществ., нравств. и апологетич. вопросам (см. статьи, указанные в некрологах).
♦ Из талмудической мифологии, ТКДА, 1870, № 1, 2, 4, 8; Древнееврейская музыка и пение, там же, 1871, № 11—12; Ритм и метр в ветхозав. поэзии, там же, 1872, № 10—12; Судьбы древних памятников Св. Земли, К., 1875; Путешествие одного египтянина в Палестину, Сирию и Финикию в XIV в. пред Р. Х., ТКДА, 1876, № 3; Вопрос о новейших открытиях моавитских древностей, там же, 1877, № 10; О том, как д-р Сепп открыл древний храм Ваала между Иерусалимом и Вифлеемом, там же, 1878, № 3; Вставки в кн. И. Навина 21, 42 и 24, 30 по поводу 70-ти и мнение о них, ЧОЛДП, 1878, № 1; Гробница Аарона на горе Ор, ТКДА, 1879, № 3; Тенденциозные корректуры иудейских книжников (соферимов) в чтении ВЗ, там же, 1879, № 5; Государств. летопись царей Иудейских, или книги забытые (Паралипоменон), там же, 1879, № 8, 12; Государств. израильская летопись, или книга царей Херема, там же, 1880, № 5; Кн. Притчей Соломоновых и ее новейшие критики, К., 1884; По вопросу о раскопках 1883 г. в русском месте в Иерусалиме, СПб., 1887; О древнем имени Божием, ТКДА, 1887, № 5; Ветхозав. Храм в Иерусалиме, СПб., 1889; Мегалитич. памятники Св. Земли, СПб., 1895.