Константин (Зайцев), архим.

(в миру Кирилл Иосифович Зайцев) — священнослужитель Русской православной церкви за рубежом, богослов.Отец — крещёный еврей, придерживался консервативных политических взглядов. Жена — Софья Артемьевна, по происхождению армянка, автор книг «Детскими глазами на мир» (Харбин, 1937) и «Путь через мир» (Шанхай, 1946), скончалась в 1945.

Изучал государственное право в Гейдельбергском университете (в семинаре профессора Георга Еллинека), окончил экономическое отделение Санкт-Петербургского политехнического института (1912), был оставлен для подготовки к научному званию по кафедре государственного права, занимался изучением крестьянской реформы 1861. Так как в политехническом институте было нельзя защитить диссертацию по государственному праву, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (экстерном), был оставлен при университете по кафедре административного права, в течение двух семестров стажировался на кафедре административного права Гейдельбергского университета.Служил в 3-й экспедиции (ведавшую делами земских и городских самоуправлений) первого департамента Правительствующего Сената, в ведомстве земледелия и землеустройства, был делопроизводителем, помощником управляющего делами Особого совещания по продовольствию. Участвовал в белом движении на Юге России, в 1920 эмигрировал из Крыма в Константинополь. Переехал в Прагу, где был приват-доцентом административного права Русского юридического факультета, подготовил книгу, посвящённую дореформенному земельному строю в России, готовился к магистерским экзаменам. По приглашению П. Б. Струве (своего профессора в Санкт-Петербургском политехническом институте, позднее работавшего вместе с Зайцевым в Петрограде и Крыму) уехал в Париж, где участвовал в выпуске газеты «Возрождение». После ухода из этой газеты они сотрудничали в новом издании — «Россия и славянский мир». Струве его основал, а Зайцев в 1928—1933 редактировал. Также участвовал в издании журнала «Вера и жизнь». Находился в юрисдикции Русской православной церкви за рубежом, прихожанин Знаменской церкви в Париже.

В 1935 Зайцев был приглашён преподавать на юридический факультет Харбинского университета, который тогда покинули профессора, имевшие советское гражданство. В 1935—1936 — ректор Харбинского педагогического института. В 1936—1938 — профессор политэкономии юридического факультета Харбинского университета, опубликовал в местной периодике отдельные части своей работы о земельном строе, написанной в Праге. В этот период, по собственным воспоминаниям, «впервые приблизился к церкви», был профессором Харбинского Свято-Владимировского богословского института. Сотрудничал с японским дипломатическим ведомством в качестве аналитика, однако за протест против принуждения японскими властями православных эмигрантов к поклонению богине Аматерасу выслан в Русскую духовную миссию в Китае.С 1944 — диакон, с 28 августа 1945 — иерей, рукоположен владыкой Иоанном (Максимовичем). Был священнослужителем в Циндао и Шанхае, в последний период жизни в Китае издал пять книг. Успехи коммунистических войск Мао Цзэдуна заставили его уехать в Сан-Франциско, куда он прибыл 27 мая 1949. В начале августа 1949 переехал в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, где 31 декабря 1949 был пострижен в монашество с именем Константин. В 1949—1975 — редактор журнала «Православная Русь», также редактировал ежемесячное приложение к журналу «Православная жизнь», его англоязычный вариант The Orthodox Life и ежегодник «Православный путь». С 1950 был профессором духовной семинарии Русской православной церкви за рубежом, читал курсы догматического богословия, истории русской словесности и пастырского богословия. С 21 ноября 1954 — архимандрит. Состоял в переписке с И. А. Ильиным.

Автор трудов по богословию, русской истории и истории культуры, православный идеолог, придерживался крайне консервативных взглядов. Был решительным противником Московской Патриархии (в 2000 в сборнике трудов архимандрита Константина «Чудо русской истории», изданном в России, наиболее резкие пассажи в её отношении были изъяты). В то же время осуждал и западный «свободный мир», считая, что его «свободно идущим навстречу антихристу». Активный сторонник канонизации Иоанна Кронштадтского и Николая II, считая, что

в нашем христианском сознании св. прав. о. Иоанн и Царь Мученик как бы сливаются воедино, как Путевожди наши, сливая воедино для нас дело нашего личного спасения и дело служения России, как Православному Царству.

Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.