Митрофан (Зноско-Боровский), еп.

Епископ Митрофан (в миру — Митрофан Константинович Зноско-Боровский; 4 августа (17 августа) 1909, Брест-Литовск — 15 февраля 2002, Си-Клифф, штат Нью-Йорк, США) — викарный епископ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с титулом «Бостонский»; богослов.

Семья

Отец — священник Константин Зноско — в 1907—1914 служил в Свято-Николаевском Братском храме города Брест-Литовска; во время Первой мировой войны — священник 8-го Финляндского стрелкового полка, награждён тремя орденами и золотым наперсным крестом на георгиевской ленте.

В 1922 семья репатриировалась из РСФСР в Польшу, где отец Константин вновь был назначен на должность настоятеля Свято-Николаевского Братского храма в Бресте и являлся законоучителем русской гимназии и начальной школы.

В семье было 16 детей, но семеро скончались в детском возрасте. Два сына — старший Арсений и младший Алексей — также стали священниками. Арсений скончался в СССР в 1925, Алексей служил в автокефальной Польской Православной Церкви, был протоиереем и доктором богословия, скончался в 1994.

Митрофан Константинович Зноско-Боровский с 1935 был женат на Александре Семёновне, урождённой Цыбрук, дочери протоиерея (скончалась в 1989).

Образование

Окончил русскую гимназию в Бресте, учился на богословском факультете Варшавского университета. На втором курсе вступил в конфликт с преподавателем — сторонником украинизаторских тенденций в православии. Был переведён на богословский факультет Белградского университета, который окончил в 1934. В этот период подружился с иеромонахом (затем епископом и архиепископом) Иоанном (Максимовичем). Также получил степень магистра богословия, сдав экзамены в Варшавском университете.

Священник в Польше

С сентября 1935 — диакон, с 25 июня 1936 — иерей.

В 1935—1936 — законоучитель русской гимназии в Бресте.

В 1936—1938 — настоятель Успенского храма села Омеленец в Белоруссии.

В 1938—1944 — настоятель Свято-Николаевского Братского храма в Бресте, в котором ранее служил его отец. С 23 июня 1941 — протоиерей. С декабря 1941 — благочинный Брестского округа и председатель епархиального управления Брестской епархии.

Во время Второй мировой войны помогал людям, преследуемым немецкими оккупационными властями, в том числе евреям.

Служение в Германии и Марокко

В 1944—1948 жил в Германии и Австрии, находился в юрисдикции Русской православной церкви заграницей. В 1945—1948 служил в храме лагеря для перемещённых лиц Менхегоф, являлся законоучителем действовавшей в лагере Ломоносовской гимназии, с 1946 был членом епархиального совета Германской епархии.

В 1948—1959 — настоятель Успенского прихода РПЦЗ в Касабланке (Марокко). Организовал Свято-Сергиевский благотворительный фонд, который занимался поддержкой больных и нуждающихся русских эмигрантов. С 1950 — благочинный Марокканского округа. С 1954 был администратором русских православных общин в Северной Африке.
[править] Деятельность в США

В 1959—2002 — настоятель Свято-Серафимовского храм в Си-Клиффе, штат Нью-Йорк (США), оставался им и после возведения в сан архиерея. Неоднократно вступал в конфликты с высокопоставленными деятелями РПЦЗ, в частности, с протопресвитером Георгием Граббе (будущим епископом Григорием). В некрологе владыки Митрофана сказано, что
"много скорбей пришлось претерпеть батюшке за годы его служения в Америке. Людская злоба, нападки, недостойная клевета, нелепые обвинения, исходящие иногда и из церковных кругов — в экуменизме, солидаризме, сотрудничестве с КГБ, — всё это батюшка стойко претерпевал."

В 1967—1975 преподавал апологетику и сравнительное богословие в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, в 1974—1975 также вёл занятия и по пастырскому богословию. Некоторое время был проректором семинарии. Его лекции по сравнительному богословию были переизданы в России в 1990-е годы и использовались в качестве пособия в духовных учебных заведениях Русской православной церкви.

Епископ

После кончины супруги был пострижен в монашество, сохранив имя Митрофан. С 24 ноября 1992 — епископ Бостонский, викарий Восточно-Американской епархии РПЦЗ.

До глубокой старости продолжал совершать богослужения и принимать активное участие в церковной жизни.