Иоанн (Мосх), блж.

О блаженном Иоанне Мосхе - византийском церковном писателе конца VI и начала VII века, авторе знаменитой книги “Луг Духовный”, - сохранилось немного сведений.

Первые годы подвижничества блаженного Иоанна “связываются с обителью святого Илии на берегу реки Иордана. В конце семидесятых и начале восьмидесятых годов VI столетия он появляется в Египте, который раздирался в то время монофизитской ересью. В конце того же века он вернулся в Палестину”. Здесь, в обители преподобного Феодосия Великого, он познакомился и подружился с послушником Софронием, впоследствии святителем Иерусалимской церкви († 638; память 11 марта ст. стиля), известным борцом с монофелитской ересью.

“Изучив предания о великих подвижниках обители преподобного Феодосия, друзья решили посетить другие центры иночества, - и отправились в великое путешествие по обителям Палестины, Сирии, Египт.

Прибыв в Египет, “два ученых друга проводили время не только в пустыне, но и в интеллектуальной атмосфере Александрии”. В столице Египта они пробыли довольно долго, при святых патриархах Евлогии (570-608) и Иоанне Милостивом (610-619). Во время пребывания в Александрии Софроний тяжело заболел, но получил чудесное исцеление от святых целителей-бессребренников Кира и Иоанна († 311). Впоследствии он написал книгу о чудесах этих святых.

Блаженный Иоанн Мосх и святой Софроний посетили, кроме Палестины, Сирии и Египта, также Синай, Кипр, Самос, Константинополь… “На это путешествие ушли десятки лет трудничества. Ревностных путников ничто не страшило и не останавливало: ни топкие болота, ни бурное озеро Мареотис, ни дикие звери, хищники, множество крокодилов. Особенно опасной оказалась Скитская пустынь, лежащая ближе к Нилу, чем другие пустыни. Чтобы достигнуть ее, нужно было преодолеть немало препятствий. Везде путники-друзья встречались с великими старцами, собирали сведения о великих подвижниках, "подобно мудрой пчеле", что потом блаженный Мосх правдиво изобразил для назидания грядущим векам…

Последние два года жития блаженный Иоанн Мосх провел в Риме, где привел в порядок свои записи, передал их своему "верному чаду" и другу Софронию” .

Точно не известно, когда почил блаженный Иоанн. Называется 619 год , 622 год , а также время около 620 года . “Перед мирной кончиной он простился со своими учениками и попросил их перевезти его прах на дорогой его сердцу Восток. Просьба была исполнена - тело его похоронили в обители преподобного Феодосия Великого, в пещере, в которой, по преданию, ночевали волхвы, возвращаясь из Вифлеема после поклонения Богомладенцу иным путем (См.: Мф. 2, 12), то есть не через Иерусалим, и в которой много лет подвизался великий палестинский киновиарх преподобный Феодосий” .

Собранные блаженным Иоанном во время его путешествий рассказы о жизни подвижников разных стран и их изречения вошли в его книгу, известную под названием Лимонарь (Λειμωνάριον), или Луг Духовный. Эта книга называется также “Синайский патерик”.

“"Луг духовный", состоящий из 219 глав или описаний отдельных событий и размышлений, принадлежит к числу известнейших и самых распространенных на Руси агиографических и святоотеческих творений. Наши православные предки с усердием распространяли его, любили читать, запоминали сказанное в нем, охотно передавали друг другу узнанное и старались воплотить в своей жизни его наставления” . Труд этот служит свидетельством твердости святого Православия в хранении веры и священных обрядов. “Уже VII Вселенский Собор (787 год) подчеркнул догматическую важность "Луга духовного" - во время деяний Собора читались 45-я и 180-я главы "Луга духовного" (о почитании образа Пресвятой Богородицы).

Сам автор "Луга духовного" блаженный Иоанн Мосх, обращаясь к своему другу и спутнику Софронию…, определяя название своего творения, говорит о его содержании и пользе. "Возлюбленный, - пишет он святителю Софронию, - что может быть приятнее зрелища, которое представляет собою весенний луг, испещренный разнообразными цветами?.. Вот с таким же удовольствием прими и настоящий труд, благодатное и верное чадо Софроний! Ты найдешь в нем добродетели святых мужей, просиявших в наше время... Срывая из цветов неувядающего луга наиболее прекрасные, я сплел для тебя венок, и подношу его тебе, вернейшее чадо, а чрез тебя и всем. По этой-то причине и этот труд я назвал Лугом: каждый может найти в нем духовное наслаждение, благоухание и пользу".

Непреходящее значение "Луга духовного" усматривается в том, что как весь подвиг святых, так и их наставления представляются в нем не просто в виде суммы хороших поступков или накопления добрых дел, а как полное перерождение ветхого - греховного - человека в нового - "по образу Создавшего" - при содействии благодати Божией (См.: Кол. 3, 9-10).

… Читая эту славную летопись деяний подвижников духа, милостью Божией сохраненную для нас, невольно присоединяешься к святым путешественникам, двум великим мужам, вместе с ними узнаешь житие и слушаешь наставления "земных ангелов и небесных человеков"” .

Материал взят с http://ru.wikipedia.org
Библиография